г. Москва |
|
29 сентября 2017 г. |
Дело N А40-233326/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "СТРОИТЕЛЬ" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Родин Д.С. доверенность от 09 января 2017 года N 33-д-25/17,
третьи лица - Централизованная религиозная организация "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" - извещено, представитель не явился,
Префектура ВАО города Москвы - извещено, представитель не явился,
Департамент культурного наследия г. Москвы. - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 28 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СТРОИТЕЛЬ"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18 апреля 2017 года,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30 июня 2017 года,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М,, Поповым В.И.,
по делу N А40-233326/2016,
по заявлению ООО "СТРОИТЕЛЬ"
о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы
третьи лица - Централизованная религиозная организация "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", Префектура ВАО города Москвы; Департамент культурного наследия г. Москвы.
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТРОИТЕЛЬ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы (далее - департамент) от 08 сентября 2016 года N 33050121407/16-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Москва, Преображенский Вал, дом. 25А, на котором расположено нежилое здание (строение 17).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемого отказа.
ООО "СТРОИТЕЛЬ", ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", Префектура ВАО г. Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www. kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
В судебном заседании представитель департамента возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "СТРОИТЕЛЬ" с заявлением о предоставлении государственной услуги - предварительное согласование предоставления земельного участка в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Москва, Преображенский Вал, дом 25А (строение 17), Департамент городского имущества г. Москвы письмом отказал в предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 2.10.1.2.4 Административного регламента, в соответствии с которым, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является включение в Перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве", пришли к выводу о соответствии отказа департамента действующему законодательству.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пункту 2.10.1.2.4 Административного регламента (утв. Постановлением Правительства от 15 мая 2012 года N 199-ПП) основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Постановлением Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, согласно пункту 214 которого объекты недвижимости, размещенные на земельном участке по адресу: г. Москва, Преображенский Вал, дом. 25А, стр. 13, 15, 17, 18, 19, включены в указанный Перечень, то есть, выявлены как объекты недвижимости, размещенные без разрешительной документации.
Указанный пункт постановления Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в установленном Законом порядке не оспорен и не отменен.
При этом, департамент не уполномочен на совершение действий по исключению объекта общества из Перечня, поскольку включение и исключение в Перечень земельных участков Приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП осуществляется не Департаментом городского имущества города Москвы, а Правительством г. Москвы посредством внесения изменений в указанное постановление в соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Согласно пункту 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 4.1 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" основанием для принятия до 01 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством г. Москвы Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Как установлено судами, земельный участок по адресу: Москва, Преображенский Вал, вл. 25А входит в территорию объединенных охранных зон, территорию охраняемого культурного слоя, территорию зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденную постановлением Правительства г. Москвы от 07 июля 1998 года N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)". Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины XVIII - XIX веков (архитектор М.Ф. Казаков) отнесен к памятникам истории и культуры на основании приказа Росохранкультуры от 14 февраля 2011 года N 182.
На территории таких земельных участков ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, а также необходимо выполнять требования об охране, реабилитации, воссоздании растительного и почвенного покрова.
Для территорий памятников, характеризующихся особой архитектурно-художественной значимостью и ансамблевыми качествами, определен режим комплексной научной реставрации, предусматривающий обеспечение условий физической сохранности памятника, документированное восполнение утрат, устранение или нейтрализацию искажений. Все работы по восстановлению, благоустройству, приспособлению и экспонированию объекта проводятся в рамках проекта реставрации. В случае утраты памятник подлежит строго документированному воссозданию.
Объект общества входит в территорию земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:40, который находится на праве постоянного бессрочного) пользования у Централизованной религиозной организации "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" на основании государственного акта от 18 августа 1999 года N М-03-013956.
Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины и Никольского единоверческого монастыря по адресам: Москва, Преображенский Вал, дом 17 и дом 25 отнесен к памятникам истории и культуры постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения".
Статус территории памятника истории и культуры отражен в выданном Совету церковных приходов Преображенского монастыря государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по адресу: Москва, Преображенский Вал, дом 25 от 18 августа 1999 года N М-03-013956.
Вместе с тем, деятельность ООО "СТРОИТЕЛЬ" не соответствует режиму особо охраняемых природных территорий и подлежит выводу с данной территории.
Общество ссылается на завершение судебных разбирательств по делу N А40-76436/2012, которым установлено приобретение обществом права собственности на спорные объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, поскольку общество добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорными объектами недвижимости с 1994 года, использует их в хозяйственной деятельности предприятия, осуществляет его эксплуатацию и ремонт. Окончательное решение по делу N А40-76436/2012 принято 18 июля 2013 года.
Между тем, пункт 214 Перечня, в который включен объект общества, введен постановлением Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП постановлением Правительства г. Москвы от 29 июля 2014 года N 425-ПП, то есть позже судебных разбирательств, состоявшихся по делу N А40-76436/2012.
На основании изложенного, вывод судов о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения судов, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2017 года, и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2017 года по делу N А40-233326/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.