г. Москва |
|
4 октября 2017 г. |
Дело N А40-13533/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФГБУ "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Федоров А.В. доверенность от 8 февраля 2017 года N 12/2017,
от заинтересованного лица: ПАО "Транспортная Клиринговая Палата" - Илюшина М.В. доверенность от 18 сентября 2015 года,
от третьих лиц: Министерство транспорта РФ - Кашин Д.Н. доверенность от 30 декабря 2016 года N пд-34/224-ис,
рассмотрев 28 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20 апреля 2017 года,
принятое судьей Ламоновой Т.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 05 июля 2017 года,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по делу N А40-13533/2017,
по заявлению ФГБУ "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
о признании незаконными действия ПАО "Транспортная Клиринговая Палата"
третье лицо: Министерство транспорта РФ
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий ПАО "Транспортная Клиринговая Палата" (далее - палата) по прекращению действия ранее зарегистрированной информации о ставках метеосбора в пунктах Вуктыл, Вытегра, Инта, Кичменгский городок, Новый Порт, Песчанка (остров Колгуев), Печора, Сеяха, Усть-Цильма, Харасавей, Харьягинский, Яр-Сале, Мыс-Каменный; о признании недействительными сообщения палаты от 20 декабря 2016 года и 12 января 2017 года по прекращению действия ранее зарегистрированной информации о ставках метеосбора; об обязании палаты восстановить информирование пользователей информации о ставках метеосбора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о том, что палата, не имея полномочий, приняла решение о прекращении действия ранее зарегистрированной и опубликованной информации.
В судебном заседании представитель учреждения доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители палаты и Министерства транспорта РФ в судебном заседании и представленных отзывах возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, сообщением от 20 декабря 2016 года, ПАО "Транспортная Клиринговая Палата" известило ФГБУ "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о закрытии с 20 декабря 2016 года ставок метеосбора по аэропортам Мыс Каменный, Яр-Сале, Новый Порт и Сеяха.
Письмом от 21 декабря 2016 года N 01-12-1278, учреждение запросило у палаты основания для прекращения ранее зарегистрированной информации о ставках сбора за метеообеспечение - письмо Министерства транспорта России N 01-01/21171 -ИС от 15 декабря 2016 года.
В ответ на запрос от 21 декабря 2016 года N 01-12-1278, палата направила в адрес учреждения письмо от 26 декабря 2016 года N 4/1-94203 в котором сообщила, что прекращение действия ранее зарегистрированной информации - ставки сбора за метеообеспечение в аэропорту Мыс Каменный осуществлено с даты исключения этого аэропорта из реестра аэропортов - 09 апреля 2015 года, а по посадочным площадкам Яр-Сале, Новый Порт и Сеяха - с 01 сентября 2013 года. В качестве дополнительного основания для прекращения ранее зарегистрированной информации о ставках сбора за метеообеспечение палата указала на письмо от 21 декабря 2016 года N 01-01/21523-ИС.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в суд с заявленными требования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" (утв. Приказом Минтранса России от 03 марта 2014 года N 60, далее -Правила), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Пунктом 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 5.2.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" формирование правил применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации отнесено к полномочиям Минтранса России.
Приказом Минтранса России от 17 июля 2012 года N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N 241) утверждены перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
В указанном Перечне помимо аэронавигационного обслуживания предусмотрено метеорологическое обеспечение, для которого был установлен специальный сбор, относящийся к аэропортовым сборам.
В свою очередь в Правилах и в Приказе N 241 отсутствует информация о сборе за метеообеспечение на посадочных площадках.
Согласно Письму Федеральной службы по тарифам от 05 сентября 2013 года N ТС-9199/10 "О ставках аэронавигационных сборов и тарифов" в соответствии с пунктом 7 и 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации посадочная площадка определена как участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Таким образом, обеспечение взлета-посадки на посадочных площадках не является услугой аэропорта и не подлежит государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Как установлено судами, в заявках учреждения на регистрацию сбора за метеообеспечение по пунктам Мыс Каменный, Новый Порт, Яр-Сале, Сеяха, Вуктыл, Вытегра, Инта, Кичменгский городок, Песчанка (остров Колгуев), Печора, Усть-Цильма, Харасавей, Харьягинский был обозначен параметр "АЭРОПОРТ", и сборы были зарегистрированы и опубликованы с параметром "АЭРОПОРТ".
В связи с поступлением в палату в октябре 2016 года запроса ОАО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" о правомерности регистрации и опубликовании сбора за метеообеспечение по посадочным площадкам Мыс Каменный, Новый Порт, Яр-Сале и Сеяха, палата обратилась за разъяснениями в Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России с просьбой разъяснить, возможна ли регистрация и опубликование сбора за метеообеспечение в отношении посадочных площадок.
В соответствии с Положением о Департаменте государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 02 ноября 2009 гоад N 192, Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Минтранса России, осуществляет выработку и осуществление государственной политики в области гражданской авиации и разработку проектов нормативных правовых актов в области гражданской авиации и анализ их применения.
В письмах от 15 декабря 2016 года N 01-01/21171-ис и от 21 декабря 2016 года N 01-01/21523-ис Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России разъяснил неправомерность регистрации информации по сборам за метеообеспечение по посадочным площадкам, и в последующем дал указание о прекращении регистрации информации с даты ее регистрации, либо с даты перевода аэропорта (аэродрома) в статус посадочной площадки, с отражением соответствующей информации в Центральном банке сборов и тарифов.
Палата, являясь исполнителем по осуществлению технических функций и обеспечению в установленном порядке регистрации тарифной информации и сборов, приняла к исполнению разъяснения, которые для нее являются обязательными указаниями уполномоченного органа Министерства транспорта РФ.
Действие зарегистрированной информации по сбору за метеообеспечение по пункту Мыс Каменный прекращено палатой с даты исключения аэродрома Мыс Каменный из Государственного реестра аэродромов России и перевода его в статус посадочной площадки - с 09 апреля 2015 года, по посадочным площадкам Новый Порт, Яр-Сале, Сеяха, Вуктыл, Вытегра, Инта, Кичменгский городок, Песчанка (остров Колгуев), Печора, Усть-Цильма, Харасавей, Харьягинский - прекращено с даты вступления в силу Приказа Минтранса России от 17 июля 2012 года N 241 - с 01 сентября 2013 года.
Таким образом, действие зарегистрированной информации по сбору за метеообеспечение по пунктам Мыс Каменный, Новый Порт, Яр-Сале, Сеяха, Вуктыл, Вытегра, Инта, Кичменгский городок, Песчанка (остров Колгуев), Печора, Усть-Цильма, Харасавей, Харьягинский прекращено законно и обоснованно на основании действующих нормативных актов и согласно разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 года N 34 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (начало действия документа с 24 марта 2017 года) внесены изменения в Приказ N 241, в том числе в части исключения пункта сбора за метеообеспечение, относящегося к аэропортовым сборам. Сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации установлена за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов.
Поскольку в Приказ N 241 внесены соответствующие изменения, то суды правомерно указали на отсутствие оснований по восстановлению информации о ставках метеосборов не только на посадочных площадках, но и в аэропортах.
Доводы жалобы об отсутствии у учреждения полномочий на принятие решения о прекращении действия ранее зарегистрированной и опубликованной информации, обоснованно отклонены отклоняются судами.
На основании Распоряжения Федеральной авиационной службы России от 15 февраля 1999 года N 19-р "О совершенствовании системы расписания и регистрации тарифов" ПАО "Транспортная Клиринговая Палата" с 01 марта 1999 года приняла к выполнению функции по организации в установленном ФАС России порядке работы по регистрации ставок аэропортовых и аэронавигационных сборов, тарифов (цен) за наземное обслуживание ВС в аэропортах РФ. Для осуществления указанных функций в палате было создано структурное подразделение - Центр расписаний и тарифов (ЦРТ).
Также палатой получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ: "Программное обеспечение "Ставки, сборы за аэронавигационное, аэропортовое обслуживание и прейскуранты тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах" N 2014616754 от 03 июля 2014 года, с помощью которого палата выполняет регистрацию и опубликование тарифов и сборов.
Центр расписаний и тарифов палаты осуществляет технические функции по регистрации тарифной информации и сборов, осуществляет ведение единого банка отрасли по сборам и тарифам, несет расходы по содержанию базы данных, ее сопровождению, внесению необходимой информации.
Таким образом, Центр расписаний и тарифов ПАО "Транспортная Клиринговая Палата" правомерно осуществляет регистрацию и опубликование сборов и тарифов, но вместе с тем она не является регулятором в вопросах оказания государственных услуг и самостоятельно не принимает решений о порядке и условиях регистрации сборов или прекращении действия зарегистрированной и опубликованной информации о ставках сборов за метеобеспечение.
На основании изложенного, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2017 года по делу N А40-13533/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.