г. Москва |
|
9 октября 2017 г. |
Дело N А40-220578/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Российские железные дороги"- Хлебникова Н.Н. доверенность от 18 июля 2016 года,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра по Москве - Тугушев П.В. доверенность от 30 декабря 2016 года,
рассмотрев 02 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 06 февраля 2017 года,
принятое судьей Михайловой Е.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 05 июня 2017 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Поташовой Ж.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-220578/2016,
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества по Москве
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление) оформленное письмом от 04 августа 2016 года N 77/012/008/2016-2837 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Рязанское направление железной дороги участок N 9 (ВАО), с кадастровым номером 77:03:0010011:1, а также обязании осуществить регистрационные действия в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 года, в удовлетворении заявленных требований ОАО "РЖД" отказано.
ОАО "РЖД", не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами сделан неправомерный вывод о том, что на земельном участке полосы отвода железной дороги располагаются объекты, принадлежащие третьим лицам, что является препятствием для регистрации права собственности ОАО "РЖД" на спорный земельный участок. Однако, отсутствие прав Российской Федерации на все объекты недвижимости, расположенные в границах указанного земельного участка, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Управление Росреестра по Москве, в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствие оснований к отмене.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве) с заявлением от 22 июня 2016 года N 77/012/008/2016-2837 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г.Москва, Рязанское направление участок N9, площадью 95 527 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0010011:1.
Решением Управления Росреестра по Москве от 04 августа 2016 года N 77/012/008/2016-2837 было отказано в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, в связи с невозможностью по имеющимся в Управлении Росреестра по Москве сведениям и документам установить, что земельный участок относится к землям федеральной собственности, поскольку не установлено, что все объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010011:1, находятся в федеральной собственности, а также в связи с частичным пересечением зданий границей данного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Управление Росреестра по Москве обоснованно отказало в регистрации права собственности на земельный участок, поскольку доказательств прав Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные в границах указанного земельного участка не представлено, на спорном земельном участке располагаются объекты, принадлежащие третьим лицам.
Указанные выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, сделаны без надлежащей оценки имеющимся в деле доказательств, а также при неправильном применении норм материального права, повлекшим принятие не соответствующего закону решения.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержали пункты 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в действовавшей редакции), землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единым хозяйствующим субъектом является открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Суд первой и второй инстанций ссылается на статью 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" из которого следует, что к собственности Российской Федерации в том числе относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 года N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ.
Указанные нормы отвода земельных участков установлены Приказом Министерства транспорта РФ от 06 августа 2008 года N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог".
Согласно пунктам 4-5 данного Приказа при определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия, необходимость создания защиты путей снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии). При этом ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине составляющих, определяемых этими условиями и факторами. Кроме того, размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной Документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством границы полосы отвода железной дороги определяются на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке нормами проектно-сметной документации с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве были определены при подготовке постановления Правительства Москвы от 16 июля 1996 года N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (далее также - Постановление N 22-МКЗ) и учтены в приведенном документе. Постановление N 22-МКЗ представлено в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки полос отвода железных дорог в границах _ города Москвы.
Оставлены без рассмотрения и оценки доводы ОАО " РЖД" о том, право собственности на земельный участок полосы отвода железной дороги возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ). В силу пункта 1 статьи 6 указанного закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 1 статьи 8 - Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ограничены в обороте (могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности) магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
Делая вывод об отсутствии доказательств подтверждающих права Российской Федерации судом оставлены без внимания и должной оценки имеющиеся в деле доказательства нахождения на земельном участке с КН 77:03:0010011:1 объекта капитального строительства с кадастровым (или условным) номером 77:77:22/036/2011-713 - Железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Москва - Московская область.
В обоснование законности оспариваемого отказа судами сделан вывод о том, что на спорном земельном участке полосы отвода железной дороги располагаются объекты, принадлежащие третьим лицам, что является препятствием для регистрации права собственности ОАО "РЖД" на спорный земельный участок.
Между тем, судами не установлено, какие объекты недвижимости расположены на спорном земельном участке, кому они принадлежат.
Более того, в материалах дела имеются противоречивые доказательства, свидетельствующие об обратном, так не дана оценка сведениям публичной кадастровой карты, согласно которой на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0010011:1 отсутствуют объекты, принадлежащие третьим лицам.
Суд не установил, каким образом государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок нарушает права собственников зданий, строений, сооружений на приобретение прав на земельные участки, если таковые имеются. При установлении наличия объектов, находящихся в собственности третьих лиц не разрешил вопрос о привлечении их к участию в деле.
При таких обстоятельствах следует признать, что судебные акты приняты при неполно выясненных фактических обстоятельствах дела, выводы судов, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправомерного судебного акта, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, они подлежат отмене.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, рассмотреть вопрос о составе лиц участвующих в деле, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2017 года, и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2017 года по делу N А40-220578/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.