г. Москва |
|
24 октября 2017 г. |
Дело N А41-85462/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ЮИТ-Сервис" - Швайбович А.В., доверенность от 18 июля 2016 года,
от заинтересованного лица: ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. доверенность от 16 октября 2017 года, Тумакова О.А., доверенность от 07 июня 2016 года,
рассмотрев 17 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года, принятое судьей Гейц И.В., на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017 года, принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по заявлению ООО "ЮИТ-Сервис"
о признании недействительным предписания ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮИТ-Сервис" (далее - ООО "ЮИТ-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция) от 30 ноября 2016 года N 08ОГ/23-2150-38-23-2016 (с учетом принятого судом уточнения).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов заявитель указывает, что суды неправомерно не применили нормативные акты, устанавливающие базовые тарифы при расчетах, а именно Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19 декабря 2014 года N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления", пункт 2.1.2 постановления Главы городского поселения Щелково Московской 10 февраля 2009 года N 33.
Явившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представитель ООО "ЮИТ-Сервис" возражал против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты, принятые с нарушением норм материального права подлежащими отмене.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что в ходе проведенной на основании распоряжения от 22 ноября 2016 года N ОГ/23-2150-38-23-2016 с целью проверки фактов, изложенных в обращении N ОГ/23-2150, внеплановой документарной проверки в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, г. Щелково, микрорайон Финский, д. 9, корп. 2, выявлены нарушения пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в осуществлении расчета размера платы за горячее водоснабжение на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии на горячее водоснабжение в отношении указанного жилого дома обществом, что повлекло значительное увеличение платы.
По результатам проведенной проверки Госжилинспекция выдала ООО "ЮИТ-Сервис" предписание от 30 ноября 2016 года N 08ОГ/23-2150-38-23-2016, которым указала обществу в срок до 27 января 2017 года произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение всем собственникам и нанимателям помещений дома по адресу: Московская область, г. Щелково, мкр. Финский, д. 9 корп. 2, за период с августа 2016 года по сентябрь 2016 года в соответствие с требованиями пункта 54 Правил N 354 по формуле 20 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, утвержденного постановлением Главы городского поселения Щелково Московской 10 февраля 2009 года N 33 "Норматив потребления коммунальных услуг" в соответствии с пунктом 2.3 распоряжения Министерства ЖКХ Московской области от 09 декабря 2014 N 162-РВ.
Полагая, что предписание не основано на законе и выдано без достаточных на то оснований ООО "ЮИТ-Сервис" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Признавая незаконным оспариваемое предписание суды исходили из того, что производство горячей воды в спорном многоквартирном доме осуществляется исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, рассматриваемый многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, позволяющими определить раздельно объемы потребленной тепловой энергии для целей отопления и подогрева холодной воды на нужды горячего водоснабжения. Требования пункта 2.1.2 постановления Главы городского поселения Щелково Московской 10 февраля 2009 года N 33 установлены для многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением, соответственно норматив, установленный пунктом 2.1.2 этого постановления, не мог быть применен.
Выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
При подаче абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 ( далее по тексту - Правила N 354).
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Общедомовой прибор учета фиксирует показания израсходованной воды (единица измерения - куб. м), а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды (единица измерения - Гкал.).
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении ), тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
Пункт 1 Правил N 354 предусматривает, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В общих положениях Правил 354 определены понятия, используемые в настоящих Правилах, согласно которых; "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами;
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19 декабря 2014 года N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" в п. 2.3. установлено, что с 01 января 2015 года применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
С учетом установленного адресного ориентира дома, оспариваемым предписанием обществу надлежит произвести перерасчет платы по формуле 20 приложения N 2 к Правилам N 354,с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, утвержденного постановлением Главы городского поселения Щелково Московской 10 февраля 2009 года N 33 "Норматив потребления коммунальных услуг" в соответствии с пунктом 2.3 распоряжения Министерства ЖКХ Московской области от 09 декабря 2014 года N 162-РВ.
Согласно требованиям пунктов 2.1, 2.1.2 указанного постановления Главы городского поселения Щелково Московской области N 33 от 10 февраля 2009 года установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах с централизованным горячим водоснабжением по показаниям квартирных приборов учета - 0,061 Гкал/куб. м., в пределах (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Московской области.
Вопреки выводам апелляционного суда указанное постановление Главы городского поселения Щелково Московской области подлежит применению при расчетах с населением.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен постановлением Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области у ООО "ЮИТ-Сервис" отсутствовали основания производить расчеты по приборам учета.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев в целях предоставления указанной коммунальной услуги, совместно с наличием или отсутствием прибора учета.
Кроме того, иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено, в связи с чем, ООО "УК "ЮИТ-СЕРВИС " неправомерно при расчетах производил подстановку в формулу вместо установленного норматива расхода тепловой энергии в размере 0,061 Гкал/куб.м. расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды определяемого обществом по показаниям приборов учета, что приводит к самовольному установлению обществом порядка определения размера платы за коммунальную услугу, что противоречит положениям действующего законодательства указанного выше и в том числе статье 157 ЖК РФ и пункту 54 Привил N354.
С учетом применения расхода по показаниям приборов учета происходит рост платы граждан до 2 и более раз (в летний период), в то же время приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение, объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ. Учитывая изложенное, Правилами N354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях -куб. метр холодной воды на 1 человека и Г кал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, в соответствии с требованиями Правил N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из использования норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и учитывает наличие коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, учитывается в расчетах с потребителями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды. Формула 20 приложения N 2 к Правилам N 354:
Согласно пункту 54 Правил N 354 общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Данная позиция по использованию норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению согласуется с определением Верховного суда от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.
Исходя из вышеизложенного следует, что управляющая организация ООО "ЮИТ-Сервис" производит расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в части расчета удельного расхода коммунального ресурса (тепловая энергия) не в соответствии с требованиями Правил N 354 без учета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах Госжилинспекция Московской области правомерно указала на необходимость расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из требований Правил N 354 по формулам 20 и 20.1 в августе и сентябре 2016 года в квартире 196 дома N 9 корпус 2 микрорайона Финский города Щёлково.
При таких обстоятельствах, у суда не было оснований для признания не соответствующим закону оспариваемого предписания.
Поскольку постановление Десятого арбитражного апелляционного суда принято при неправильном применении норм материального права, а решение суда с нарушением норм процессуального права судебные акты подлежат отмене.
Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017 года по делу N А41-85462/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований ООО "ЮИТ-Сервис" отказать.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.