город Москва |
|
31 октября 2017 г. |
Дело N А41-12641/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца: Шац Д.В., не допущен ввиду истечения срока доверенности от 26.02.2016;
от ответчиков: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюк В.М., доверенность от 22.12.2016; от ТУ Росимущества в Московской области: Пучков О.И., доверенность от 21.02.2017;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 24 октября 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
ответчиков - Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 20 апреля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 19 июля 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-12641/17
по иску ООО "Внуково-4"
об установлении границ лесного участка
к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области,
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Внуково-4" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), ТУ Росимущества в Московской области (далее - управление) об исключении части земельного участка из земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества с пространственным размещением земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 163ю, в определенных координатах; об обязании комитета привести планово-картографические материалы лесоустройства земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, квартал N 31 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ Московской области "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области в соответствие с данными государственного кадастра недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены частично, а именно: исключена часть земельного участка из земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества в указанных координатах; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель истца - Шац Д.В. не допущен к участию в судебном заседании ввиду истечения срока действия доверенности от 26.02.2016.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков поддержали доводы кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей ответчиков, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" и ООО "Внуково-4" 26.12.2011 заключен договор купли-продажи земельного участка КН 50:21:060403:0129, местоположение: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 163ю.
Согласно акту приема-передачи земельных участков от 26.12.2011 земельный участок КН 50:21:060403:0129 передан покупателю, участок осмотрен: площадь и границы участка проверены и соответствуют данным государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и условиям договора, участок передан в состоянии, соответствующем условиям договора и пригодным для целей, для которых недвижимое имущество такого рода обычно используется. Покупатель к продавцу претензий не имеет.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним (далее - ЕГРП) от 28.04.2016 право собственности на земельный участок КН 50:21:060403:0129 зарегистрировано за ООО "Внуково-4" 24.01.2012, запись регистрации 50-50-21/134/2011-237.
Согласно заключению московского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 25.01.2016 155.721 га земельного участка КН 50:21:060403:0129 расположено на землях лесного фонда, квартал N 31 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ Московской области "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области.
Полагая, что часть земельного участка КН 50:21:060403:0129 входит также в границы земель лесного фонда без наличия на то правовых оснований, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов ООО "Внуково-4" в сфере предпринимательской деятельности и создает препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Внуково-4" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании комитета привести планово-картографические материалы лесоустройства земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, квартал N 31 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ Московской области "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области в соответствие с данными государственного кадастра недвижимости, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из искового заявления и позиции истца установили, что данное требование заявлено в качестве способа восстановления права истца при удовлетворении требования об исключении части земельного участка КН 50:21:060403:0129 из земель лесного фонда. Однако суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанный способ защиты нарушенного права не отвечает требованиям необходимости, поскольку права истца нарушены именно включением части спорного земельного участка в состав земель лесного фонда и удовлетворение судом этих требований устраняет правовую неопределенность между сторонами и является достаточным для восстановления прав истца.
Удовлетворяя исковые требования об исключении части земельного участка из земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества с пространственным размещением земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций исходили из факта наложения границ Подольского лесничества, Подольского сельского участкового лесничества без каких-либо законных оснований на границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:0129, регистрации права собственности истца и Российской Федерации на одно и то же имущество, недоказанности доводов ответчиков об отнесении указанного земельного участка к землям лесного фонда, а также наличия доказательств о правомерности сведений, содержащихся в ЕГРП в отношении указанного земельного участка.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает указанный вывод судов правомерным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации). Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
При этом тот факт, что в силу положений статей 4.2, 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным и может быть использован для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта, само по себе не свидетельствует об отсутствии у истца прав на спорный участок.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ, государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ, порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139 (далее - Порядок N 139), для осуществления государственного учета лесного участка в органы государственной власти, осуществляющие ведение государственного лесного реестра, предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 12 Порядка N 139 предусмотрено, что по результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Заключением московского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 25.01.2016 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:060403:0129, площадью 17,5650 га, частично на площади 15,5721 га накладывается на земли лесного фонда квартала N 31 Подольского сельского участкового лесничества.
При этом в заключении указано, что оно подготовлено с использованием координат, предоставленных заявителем на основании материалов лесоустройства, не являющихся обязательными нормативно-техническими документами. Сведения из настоящего документа не могут быть использованы в основе какого-либо юридически связывающего обязательства или соглашения.
Сведения, предоставленные в настоящем заключении, во исполнение положений лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежат утверждению органами, осуществляющими соответствующие полномочия в области регулирования лесных отношений.
Согласно кадастровой выписке от 06.05.2014 на земельный участок КН 50:21:0000000:182, представленной комитетом в подтверждение постановки на кадастровый учет лесного участка, на котором расположена спорная часть земельного участка КН 50:21:060403:0129, участок внесен в ГКН 10.04.2009, относится к землям лесного фонда, разрешенное использование - лесной участок, площадь 22.440.000 кв.м, граница участка не установлена.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, площадь.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного реестра прав на недвижимость.
Как следует из положений статей 83 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земли населенных пунктов и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Согласно положениям пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Заявитель, как собственник земельного участка, вправе рассчитывать на соответствие установленной категории своего земельного участка сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 26.04.2016 земельный участок КН 50:21:060403:0129 относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство, границы участка установлены, участок поставлен на кадастровый учет 28.06.2006, площадь участка 175.650 кв.м. Как следует из кадастрового плана земельного участка КН 50:21:060403:0129 от 03.04.2007, площадь участка КН 50:21:060403:0129 составляет 175.650 кв.м, площадь соответствует материалам межевания. Сведений об отсутствии границ земельного участка кадастровый план не содержит.
Таким образом, с момента постановки земельного участка КН 50:21:060403:0129 площадь участка не изменялась. Доказательств изменения границ земельного участка КН 50:21:060403:0129 с момента его постановки на кадастровый учет в дело не представлено.
Согласно заключению администрации от 08.11.2006 N 1/552 отдел сельского хозяйства и продовольствия Ленинского муниципального района не возражает против изменения категории земельного участка КН 50:21:060403:0129 с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли поселений" для размещения жилищного строительства.
Согласно письму администрации от 22.11.2006 N 1/577 на публикацию в средствах массовой информации (газете Ленинского муниципального района Московской области "Видновские вести" от 27.10.2006 за N 84 (10901)) о намерении ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького" запроектировать и построить жилые комплексы на земельных участках, расположенных по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, южнее деревни Михайлово, обращений населения в администрацию не поступало.
Согласно техническому заключению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) ФГУП "Центрлеспроект" 2006 весь участок, площадью 17,565 га (в том числе древесно-кустарниковой растительности 17,565 га), находится на землях сельскохозяйственного назначения. Обследуемый участок не входит в состав земель лесного фонда ФГУ "Спецлесхоз горки". На обследуемом участке произрастает древесно-кустарниковая растительность, состоящая из древесных пород, которая согласно статье 11 главы 2 Лесного кодекса Российской Федерации не является лесным фондом.
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования размещения жилищного строительства, утвержденному Ростехнадзором 27.11.2006 N 02-ЭЭ-94067-06, на земельном участке площадью 17,565 га ООО "Племзавод им. Горького" по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, южнее деревни Остров, участок N 163ю, участок граничит: с севера - территория ЗАО "Еврогранд", ООО "Колхоз-племзавод им. Горького", с востока - земли ООО "Колхозплемзавод им. Горького", с юга - ЗАО "Еврогранд", с запада - автомобильная дорога "Чулково-Володарка-Каширское шоссе - Остров".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанные документы опровергают нахождение части земельного участка КН 50:21:060403:0129 на землях лесного фонда, а также то, что смежными и земельным участком КН 50:21:060403:0129 являются земли лесного фонда.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 26.04.2016 на земельный участок КН 50:21:060403:0129 границы участка установлены, участок поставлен на кадастровый учет 28.06.2006.
Согласно кадастровой выписке от 06.05.2014 на участок лесного фонда КН 50:21:0000000:182, участок внесен в ГКН 10.04.2009, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, сведения о земельном участке КН 50:21:060403:0129, его площади, границах, категории земли, виде разрешенного использования и планируемом использовании внесены в публичные реестры и опубликованы в средствах массовой информации более 10 лет назад.
При этом действия по кадастровому учету, а также сведения, содержащиеся ранее в ГКН, а также в ЕГРП в отношении категории земли, вида разрешенного использования, площади в отношении земельного участка с КН 50:21:060403:0129, не оспорены.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Вместе с тем, государственная регистрация права федеральной собственности в ЕГРП сама по себе не может исключать уточнение границ и площади этого земельного участка при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Право собственности на земельный участок КН 50:21:060403:0129 зарегистрировано за ООО "Внуково-4" 24.01.2012, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 50 АГ N 363631, с 2006 года правообладателем участка КН 50:21:060403:0129 являлся ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького", вид права - собственность, что не оспорено лицами, участвующими в деле и подтверждается материалами дела.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.04.2009, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 2.273 га, адрес объекта: Московская область, Ленинский район, Подольское лесничество, Подольское сельское участковое лесничество, в том числе квартал 31.
Таким образом, право частной собственности на земельный участок КН 50:21:060403:0129 зарегистрировано ранее права федеральной собственности на земли лесного фонда Подольского лесничества, Подольского сельского участкового лесничества.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ, действующей на момент регистрации права на земельный участок с КН 50:21:060403:0129, имеющиеся противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами являются основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Вместе с тем, право собственности истца, а также предыдущих титульных собственников земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:0129 в установленном законом порядке регистрировалось, и не было оспорено.
Как определено пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Порядок перевода земель устанавливается федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 11 - 13 указанного Закона. Также аналогичная норма содержится в главе 12 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае установления и изменения черты поселений.
Согласно статье 8 Федерального закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно кадастровому плану земельного участка КН 50:21:060403:0129 от 03.04.2007 участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2007 N 1017/47 "О включении земельных участков в границы с. Молоково сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района" земельный участок КН 50:21:060403:0129, площадью 175.650 кв.м, переведен из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли населенных пунктов" и включен в границы с. Молоково сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района; изменен вид разрешенного использования земельного участка на использование под жилищное строительство.
Названный правовой акт в установленном порядке не оспорен, до настоящего времени не отменен.
Согласно Закону Московской области от 28.02.2005 N 79/2005-ОЗ "О статусе и границах Ленинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", утверждена граница Ленинского муниципального района Московской области.
Изменение ранее установленной категория земельного участка (как категории "земли сельскохозяйственного назначения", так и категории "земли населенных пунктов") на категорию "земли лесного фонда" в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 172-ФЗ не осуществлялось.
Сведения об отнесении участка или какой-либо его части к землям лесного фонда отсутствуют.
Довод комитета о том, что часть спорного земельного участка является колхозными лесами был предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен со ссылкой на пункт 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановление Совмина СССР от 04.03.1968 N 144 и отсутствие в материалах дела земельно-учетных документов, иных юридически значимых документов, свидетельствующих о регистрации колхозных лесов на территории земельного участка КН 50:21:060403:0129.
Статей 91 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. В государственном реестре содержится документированная информация, в том числе, как о составе земель лесного фонда, так и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный учет лесных участок в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ответчиками не представлено доказательств включения спорного земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310, действовавшего до 07.06.2012, и предусмотренным действующим с 08.06.2012 по настоящее время Порядком N 139.
Суды отметили, что выписка из государственного лесного реестра не представлена.
Ответчиками не представлены доказательства выделения (формирования) в установленном законом порядке границ земельного участка лесного фонда, расположенного в Подольском сельском участковом лесничестве, в связи с чем сведения о земельном участке КН 50:21:0000000:182 не обладают индивидуализирующими свойствами, а представленные Комитетом лесного хозяйства выкопировка из таксационного описания не имеет необходимой информации и не позволяет установить границы земельного участка лесного фонда. Документов, в которых бы находилась информация о дате проведения лесоустройства в отношении спорного участка и дате его постановке на государственный учет, не имеется.
Из представленного истцом свидетельства о государственной регистрации права собственности на участок лесного фонда от 10.04.2009 усматривается, что участку присвоен условный номер 50-50-98/012/2009-63, границы лесного участка КН 50:21:0000000:182 не установлены. При этом, лесоустроительная документация, послужившая основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной квартал 31 Подольского сельского участкового лесничества, не представлена.
Суды при принятии обжалуемых судебных актов сослались на то, что доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участка лесного фонда на территории данного кадастрового района не представлено; в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о местоположении границ участков лесного фонда Подольского лесничества КН 50:21:0000000:182, а представленный комитетом чертеж наложения земельного участка с КН 50:21:060403:0129 на земли лесного фонда не предусмотрен Лесным кодексом Российской Федерации в качестве документа лесоустроительного дела.
Суды обоснованно отметили, что имеющиеся в деле выкопировки с планшета, из таксационного описания не являются сведениями о площади и границах участков лесного фонда, соответствующими требованиям действующего земельного и лесного законодательства.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности ответчиками того обстоятельства, что земельный участок с КН 50:21:060403:0129 или его часть входили или входят в состав земель лесного фонда.
Между тем, материалами дела подтверждено, что земельный участок с КН 50:21:060403:0129 сформирован как участок земель сельскохозяйственного назначения, переведен в установленном порядке в земли населенных пунктов.
В материалы дела истцом представлена землеустроительная экспертиза ООО "АтДиАй Гео", согласно которой определены фактическая площадь и границы земельного участка КН 50:21:060403:0129, определено соответствие конфигурации и местоположения границ земельного участка КН 50:21:060403:0129 правоустанавливающим документам и сведениям ГКН, установлено расхождение площади земельного участка в пределах погрешности (2 кв.м).
Поскольку координаты участка лесного фонда, налагающиеся на земельный участок КН 50:21:060403:0129, установлены в заключении ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 25.01.2016, не оспорены, а на неоднократные предложения суда первой инстанции о возможности заявления ходатайства о назначении по делу землеустроительной экспертизы стороны пояснили, что не будут заявлять такое ходатайство, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что данные координаты обоснованно приняты судами первой и апелляционной инстанций в качестве надлежащего доказательства характеристики точек координат участка, нарушающего права истца.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В связи с тем, что при предъявлении иска истец исходил из необоснованности отнесения части земельного участка 50:21:060403:0129 к землям лесного фонда и необходимости разрешения между сторонами спора о праве на часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:0129, а вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-11917/16 отказано в удовлетворении требований о признании права собственности Российской Федерации на часть вышеуказанного земельного участка отсутствующим в связи с избранием ненадлежащего способа защиты нарушенного права, при этом, спор по существу разрешен не был, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об избрании истцом надлежащего способа защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2017 года по делу N А41-12641/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В связи с тем, что при предъявлении иска истец исходил из необоснованности отнесения части земельного участка 50:21:060403:0129 к землям лесного фонда и необходимости разрешения между сторонами спора о праве на часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:0129, а вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-11917/16 отказано в удовлетворении требований о признании права собственности Российской Федерации на часть вышеуказанного земельного участка отсутствующим в связи с избранием ненадлежащего способа защиты нарушенного права, при этом, спор по существу разрешен не был, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об избрании истцом надлежащего способа защиты нарушенного права."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2017 г. N Ф05-15701/17 по делу N А41-12641/2017