г. Москва |
|
14 ноября 2017 г. |
Дело N А40-209102/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Новосёлова А.Л,
судей: Стрельникова А.И. и Хвостовой Н.О.
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика: Ткаченко Н.Г. (дов. от 25.07. 2016 N 01-10-08/89)
от третьего лица:
рассмотрев 07 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на постановление от 08 июня 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Сазановой Е.А., Елоевым А.М., Яремчук Л.А.,
по иску АО "Федеральная пассажирская компания"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Пенсионный фонд Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен Акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" (АО "ФПК") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании 530 994 руб. 20 коп. убытков (т.1,л.д.2-5).
Определением Арбитражного суда города Москвы от марта 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пенсионный фонд Российской Федерации (т.3,л.д.70).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2017 года АО "ФПК" в удовлетворении исковых требований отказано (т.3,л.д.101-105).
При этом первая инстанция указала, что в обоснование исковых требований АО "ФПК" ссылается на предоставление в 2013-2014 годах услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного(бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года (в дальнейшем - Соглашение от 12 марта 1993 года) на общую сумму 503 994 руб. 20 коп., и наличие оснований для компенсации из федерального бюджета неполученной от потребителей платы в размере понесенных убытков на основании ст.15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации; что в подтверждение размера убытков истец ссылается на данные автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купоны кассира.
Сославшись на межгосударственное Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года, на Протокол о выполнении решения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о предоставлении участникам Великой Отечественной войны права на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в году от 30 мая 2003 года, подписанный 18 сентября 2003 года в г. Ялте (Протокол от 18 сентября 2003 года), на Протокол о внесении изменений в Соглашение от 12 марта 1993 года, подписанный в г. Ашхабаде 22 ноября 2007 года Протокол от 22 ноября 2007 года), а также на сведения о выполнении внутригосударственных процедур по Протоколу от 18 сентября 2003 года и по Протоколу от 22 ноября 2007 года, первая инстанция признала, что в Соглашении от 12 марта 1993 года отсутствуют положения о льготах, связанных с межгосударственными перевозками, что Российская Федерация, подписав это Соглашение, не установила соответствующие льготы на своей территории, в связи с чем у Российской Федерации не возникло соответствующих расходных обязательств, а поэтому оснований для наступления гражданско-правовой ответственности Российской Федерации в порядке ст.15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Первая инстанция указала, что истцом не представлено допустимых доказательств, подтверждающих право лиц, проехавших по проездным документам на льготных условиях, а сами по себе проездные документы не свидетельствуют о том, что проехавшие по ним граждане имели право на льготный проезд, что из представленных документов невозможно даже установить гражданство лица, воспользовавшегося льготой.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2017 года N 09АП-22308/2017-ГК решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2017 года по делу N А40-209102/15 отменено.
Взысканы с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу АО "ФПК" убытки в размере 530 994 руб. 20 коп., расходы по оплате госпошлины по иску в размере 13 620 руб. 00 коп. и по жалобе в размере 3 000 руб. 00 коп. (т.3,л.д.187-190).
При этом апелляционная инстанция указала, что с 1 января 2005 года в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами, однако был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Апелляционная инстанция указала также, что Российская Федерация в силу участия в действующем межгосударственном Соглашении от 12 марта 1993 года не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот гражданам стран, являющихся участницами упомянутого Соглашения; что согласно ст.6 и 7 Соглашения от 12 марта 1993 года транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в этом соглашении, независимо от места их проживания на основании листов талонов на льготный проезд, выданных другими странами по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд; сохранены также сезонные льготы (с 1 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездках инвалидов Великой Отечественной войны 1 группы и лиц, приравненных ка ним, предоставляется 5-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Апелляционная инстанция признала, что факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения от 12 марта 1993 года документально подтвержден.
Апелляционная инстанция указала, что льготы по части пассажиров (сезонные льготы) предоставлены в соответствии с Межгосударственным пассажирским тарифом (МГПТ), утвержденным Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (принятым на 13-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 19 мая 1995 года).
Апелляционная инстанция сослалась на сложившуюся судебную практику рассмотрения дел данной категории.
В кассационной жалобе Минфин России просит постановление апелляционной инстанции от 8 июня 2017 года отменить, а решение от 28 февраля 2017 года оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм Соглашения от 12 марта 1993 года в редакции Протокола от 18 сентября 2003 года и Протокола от 22 ноября 2007 года, ст.1, 8, 11, 12, 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", п.1 ст.1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Давая объяснения в судебном заседании кассационной инстанции, представитель ответчика привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания кассационной инстанции, своих представителей в суд не направили.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения постановления от 8 июня 2017 года в связи со следующим.
Апелляционная инстанция, в соответствии с ч.1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, с достаточной полнотой выяснив имеющие значение для дела обстоятельства, признала, факт предоставления льгот ветеранам Великой Отечественной войны и сопровождающим их лицам по проезду на железнодорожном транспорте, что предоставление льготного проезда указанным категориям лиц организации железнодорожного транспорта осуществляют в соответствии с Соглашением от 12 марта 1993 года.
Апелляционная инстанция исходила из того, что при существовавшем в спорный период правом регулировании вопроса о предоставлении льгот по проезду на железнодорожном транспорте в соответствии с Соглашением от 12 марта 1993 года сложилась судебная практика рассмотрения дел данной категории.
Эти выводы суда апелляционной инстанции доводами кассационной жалобы не опровергаются.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 08 июня 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-209102/2015 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.