город Москва |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А40-195837/16-33-1603 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "СибИнвестНафта": Калачяна К.К. (дов. от 29.05.2017 г.), Пермяковой Е.В. (дов. N 02 от 28.11.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства по недропользованию: Денисовой Ж.Э. (дов. N ЕК-01-32/7786 от 19.06.2017 г.);
рассмотрев 14 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по недропользованию
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2017 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-195837/16-33-1603
по заявлению АО "СибИнвестНафта" (ОГРН 1037200550133; 628611, г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 38, оф. 35)
к Федеральному агентству по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (125993, Москва, Б. Грузинская, 4/6, Д-242, ГСП-5)
о признании незаконным приказа от 19 июня 2015 г. N 412,
УСТАНОВИЛ: 05 августа 1998 г. акционерному обществу "СибИнвестНафта" (далее - АО "СибИнвестНафта", заявитель, общество) выдана лицензия серия ХМН номер 00869 НЭ на право геологического изучения, поиска и добычу нефти и газа в пределах Млечного лицензионного участка.
В качестве приложения N 1 к лицензии, между обществом, Министерством природных ресурсов России и Администрацией ХМАО заключено лицензионное соглашение о поиске и добычи нефти и газа в пределах Млечного лицензионного участка.
В 2014 году Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому округу - Югре в отношении заявителя проведены проверки, оформленные актами проверок от 12 февраля 2014 г. N 33 и от 17 июня 2014 г. N 99.
Согласно протоколу заседания Комиссии Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Роснедра, ответчик) от 07 августа 2014 г. N 188 установлен факт невыполнения заявителем условий пользования недрами - пунктов 3.4 и 13.2 лицензионного соглашения, принято решение о выдаче обществу письменного уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ХМН 02321 НР в случае не устранения указанных нарушений в течение 3 месяцев.
По фактам выявленных нарушений в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) ответчиком направлено уведомление от 09 сентября 2014 г. N ВП-03-31/101165 (далее - уведомление) о допущенных нарушениях условий пользования недрами, со сроком устранения нарушений в соответствии с уведомлением составляет 3 месяцев, направленное по юридическому адресу общества.
На повторном заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр рассмотрен Акт повторной проверки, установлен факт невыполнения заявителем условий пользования недрами Млечного участка, принято решение рекомендовать Роснедрам прекратить право пользования недрами обществу по лицензии в соответствии с пунктом 2 и пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, оформленное протоколом заседания Комиссии от 10 июля 2014 г. N 186.
19 июня 2015 г. Федеральным агентством по недропользованию издан приказ N 412 "О досрочном прекращении права пользования недрами".
Считая свои права нарушенными, АО "СибИнвестНафта" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию о признании незаконным приказа от 19 июня 2015 г. N 412 о досрочном прекращении права пользования недрами, решения о досрочном прекращении права пользования недрами Млечного участка по лицензии ХМН 00867 НЭ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2017 г. решение суда первой инстанции от 21 марта 2017 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным приказ Федерального агентства по недропользованию от 19 июня 2015 г. N 412 "О досрочном прекращении права пользования недрами", принятого в отношении лицензии ХМН 00867 НЭ, выданной АО "СибИнвестНафта", на право пользования недрами Млечного участка.
В кассационной жалобе Федеральное агентство по недропользованию просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также нарушены нормы процессуального права, поскольку неправомерно восстановлен срок на подачу обществом заявления в суд.
Отзыв на кассационную жалобу от АО "СибИнвестНафта" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Федерального агентства по недропользованию поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "СибИнвестНафта" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Статьей 21 Закона о недрах установлен порядок досрочного прекращения права пользования недрами, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа, нарушении оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на следующем.
Так, в пункте 7.3. лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии ХМН N 00867 НЭ) установлен исчерпывающий перечень решающих условий, достаточных для прекращения действия лицензии.
Между тем проверкой, проведенной Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре в феврале - марте 2015 года, указанных в пункте нарушений не установлено, а выявленные нарушения не могут служить основанием для досрочного прекращения лицензии.
Из предписаний N 79-ГК/35 от 12 февраля 2014 г. и N 175-ГК/17 от 17 июня 2014 г., выданных в отношении АО "СибИнвестНафта", со сроком добровольного исполнения - 01 января 2015 г., уведомления от 09 сентября 2014 г., следует, что заявителю вменяется нарушения п. 3.4 (не выполнены проектные решения в части бурения трех поисково-разведочных скважин с целью изучения геологического строения и нефтеносности юрских и меловых отложений) и 13.2 (не уплачиваются регулярные платежи за период с 2 квартала 2012 по 1 квартал 2013) лицензионного соглашения.
Вмененные пункты не входят в главу 7 (п. 7.3).
Пункт 13.2 находится в разделе "Налоги и платежи" и изменение уплаты налогов связано с нахождением заявителя в процедуре банкротства, а не с нарушением существенных условий лицензии.
Судом апелляционной инстанции также приняты во внимание аналогичные обстоятельства, установленные по делу N А40-7802/12-148-73 по иску ЗАО "СибИнвестНафта" к Роснедра о признании незаконным приказа от 10 ноября 2011 г. N 1438 о досрочном прекращении права пользования недрами.
Ввиду отзыва у общества лицензии на 2 года исследовательские работы и доразведка месторождения с целью дополнения технологической схемы разработки, были приостановлены не по вине общества, а в следствие признанных судом незаконным приказа Роснедр, разрешения вопроса по возврату лицензии.
Согласно договору с ООО "Проетное бюро "Технологии эффективной разработки месторождений" работы по исследованию и разработке дополнений технологической схемы и как следствие проведение экспертизы представленного проекта, должны быть завершены 01 мая 2017 г. - 31 июля 2017 г.
Таким образом, планируемый срок для обращения в государственную экспертизу определен вышеуказанными датами.
Пунктом 8.2 лицензионного соглашения установлено, что ЗАО "СибИнвестНафта" осуществляет разработку настоящего лицензионного участка согласно проектным документам, утвержденным в установленном порядке.
Ввиду того, что в результате поисково-разведочного бурения скважин АО "СибИнвестНафта" в период с 1999 по 2007 года вскрыты водонефтяные зоны, при бурении 6 скважин, приняты решения по научному сопровождению разработки месторождения силами ООО "ТРЭМ" (Протокол заседания ТО ЦКР по ХМАО N 957 от 24 октября 2007 г.).
Согласно указанному протоколу, при реализации пробной эксплуатации в 2003-2006 наблюдательное невыполнение основных показателей разработки: фактический фонд меньше проектного в 2 раза, добыча нефти и добыча жидкости были многократно ниже проектных, средний дебит скважин по нефти и жидкости ниже проектного в 2,2-3,2 раза. Это обусловлено существенным изменением геологического строения месторождения: неподтверждение нефтенасыщенных толщин в 2,1 раза, значительное изменение контуров и сокращение площади нефтеопасности, близкое расположение нефте- и водонасыщенных интервалов.
Кроме того, по геологическим причинам (малая нефтенасыщенная толщина пласта в краевой части залежи) не была пробурена горизонтальная скважина. Из-за повышенной проницаемости пласта (более 1 ООмД) и низкой нефтенасыщенности отпала необходимость в проведении ГРП.
В этой связи на заседании ТО ЦКР по ХМАО принято совместное решение поручить ЗАО "СибИнвестНафта" реализовать программу исследовательских работ и доразведки месторождения, обеспечить научное сопровождение разведки силами ООО "ТРЭМ". В 2010 году обязать ЗАО "СибИнвестНафта" на основании результатов выполнения программы исследовательских работ и доразведки месторождения на базе геолого-фильтрационной модели составить дополнение к технологической схеме разработки.
Приняв во внимание изложенное, а также положения статьи 12, пункта 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах, суды указали на возможность общества обратиться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия предоставлена.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что уведомление ответчика N ВП-03-31/10116 от 09 сентября 2014 г., которое содержит указания на нарушения, не было получено заявителем, а представленные ответчиком доказательства получения данного уведомления конкурсным управляющим Зубаировым А.Н., судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку указан неверный абонентский ящик (а/я - 6475, вместо а/я 1641).
Кроме того, в предписаниях N 79-ГК/35 от 12 февраля 2014 г. и N 175-ГК/17 от 17 июня 2014 г., выданных в отношении АО "СибИнвестНафта", установлен срок добровольного исполнения до 01 января 2015 г., в то время как 23 июля 2014 г. Федеральное агентство по недропользованию инициирует досрочное прекращение права пользования участками недр за 5 месяцев до истечения срока исполнения добровольного исполнения предписаний.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что примененная Роснедрами мера принуждения является чрезмерным ограничением прав общества, применение такой меры принуждения не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности, не соответствует характеру совершенного деяния.
Суд апелляционной инстанции также не согласился с выводом суда первой инстанции о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на подачу заявления в арбитражный суд, и отсутствие оснований для его восстановления, поскольку оспариваемый приказ получен заявителем 20 сентября 2016 г., что подтверждается письмом Департамента по недропользованию УрФО в отдел геологии и лицензирования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2017 г. по делу N А40-195837/16-33-1603 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по недропользованию - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.