город Москва |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А41-6931/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Белая Дача Инжиниринг": Кондрашкиной И.А. (дов. N 4 от 20.03.2017 г.), Панцовой Е.Ю. (дов. N 8-50 от 08.09.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по ценам и тарифам Московской области: Баскаковой Д.Ю. (дов. N 05 от 01.02.2017 г.);
рассмотрев 14 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Белая Дача Инжиниринг"
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 г.,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-6931/17
по заявлению акционерного общества "Белая Дача Инжиниринг"
к Комитету по ценам и тарифам Московской области
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: 14 июля 2009 г. между открытым акционерным обществом "Мосэнерго" и открытым акционерным обществом "Агрофирма "Белая дача" был заключен договор N 66-1231 об оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1 договора предметом договора является оказание услуг исполнителем путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через сеть исполнителя в пределах разрешенной мощности потребителей и оплата заказчиком услуг в порядке, установленном договором; продажа заказчиком и покупка исполнителем электрической энергии с целью компенсации фактических потерь электрической энергии в сети исполнителя в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 2.2 договора заказчик заключает договор с исполнителем в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения заказчик обязан организовать передачу электрической энергии.
С заключением дополнительного соглашения от 02 сентября 2009 г. к данному договору участие в нем приняло также открытое акционерное общество "МОЭСК" (исполнитель-2).
22 апреля 2016 г. акционерное общество "Белая Дача Инжиниринг" (далее - АО "Белая Дача Инжиниринг", общество, заявитель) обратилось в Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет, ответчик) с заявлением N 121, в котором просило открыть дела об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 - 2019 гг. и установить НВВ на 2017 год в размере 39 004,18 тыс. рублей.
Заявитель был включен в список территориальных сетевых организаций, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования (2017 г.), на основании информации, имевшейся в распоряжении комитета и проведенного анализа соответствия организации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 N 1056 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" внесены изменения в Критерии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1056 пункты 1 и 2 Критериев (отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям), изложены в следующей редакции:
1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА;
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.".;
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1056 оно вступило в силу с 01 января 2017 г.
При этом текст данного Постановления Российской Федерации опубликован на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 октября 2016 г., а в Собрании законодательства Российской Федерации - 24 октября 2016 г.
С учетом указанных изменений требований, предусмотренных Критериями, Комитет по ценам и тарифам Московской области направил в адрес АО "Белая Дача Инжиниринг" запрос от 16 ноября 2016 г. о предоставлении дополнительных сведений и документов.
Письмом от 24 ноября 2016 г. N 303 заявитель направил ответчику информацию по силовым трансформаторам и линиям электропередачи, принадлежащим организации.
В соответствии с информацией, представленной обществом указанным письмом, ему на праве собственности принадлежат линии электропередачи классом напряжения 10 кВ (СН2-1-20 кВ) протяженностью 21,54 км и классом напряжения 0,4 кВ (НН - ниже 1 кВ) протяженностью 0,32 км, используемые для осуществления регулируемой деятельности в границах Московской области.
С письмом от 20 декабря 2016 г. N 334 общество предоставило ответчику дополнительную информацию и документы по вопросу о соответствии общества требованиям Критериев, установленных с 01 января 2017 г., в том числе договор аренды от 01 декабря 2016 г., заключенный обществом с другим юридическим лицом - ООО "Конно-спортивный клуб "Белая дача", в качестве предмета которого указано предоставление последним (арендодатель) обществу (арендатор) во временное владение и пользование следующее сооружение: сети электроснабжения (кабельная линия 04 кВ от ТП-296 до ГРЩ.
По итогам заседания Правления комитета (выписка из протокола заседания от 20 декабря 2016 г. N 42) прекращено рассмотрение дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год по заявлению общества от 22 апреля 2016 г. N 121 в связи с отсутствием оснований, обусловленных несоответствием общества Критериям, о чем обществу направлено соответствующее уведомление.
Государственная регистрация указанного договора аренды от 01 декабря 2016 г. произведена 27 декабря 2016 г., после рассмотрения Комитетом по ценам и тарифам Московской области заявления общества (20 декабря 2016 г.).
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, АО "Белая Дача Инжиниринг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области о признании незаконным его бездействия, выразившегося в отказе установить тариф и обязании возобновить рассмотрение дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на третий год второго долгосрочного периода регулирования с 01 января 2017 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Белая Дача Инжиниринг" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и нарушены нормы процессуального права, поскольку неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по ценам и тарифам Московской области просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представители АО "Белая дача инжиниринг" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за на нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Статьей 21 Закона об электроэнергетике к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение правил недискриминационного доступа к услугам по Передаче электрической энергии.
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила).
Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Пунктом 6 Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней, производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел если иное не предусмотрено Правилами государственного регулирования.
В силу пункта 9 Правил государственного регулирования дело об установлении цены (тарифа) не открывается в случае применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней: цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности); цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме; цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности; цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций.
Согласно пункту 16 Правил государственного регулирования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную антимонопольную службу предложения об установлении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования - заявление об установлении цен (тарифов) с приложением обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил государственного регулирования, основанных на данных регулируемых организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1056 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" внесены изменения в Критерии со вступлением в силу с 01 января 2017 г.
Пунктом 24 Правил государственного регулирования предусмотрено, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны Комитета по ценам и тарифам Московской области незаконного бездействия, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что по результатам рассмотрения представленных материалов Комитетом по ценам и тарифам Московской области определено, что общество не соответствует пункту 2 Критериев: владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте I Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 проектных номинальных классов напряжения.
Исходя из информации, представленной обществом письмом от 24 ноября 2016 г., обществу на праве собственности принадлежат линии электропередачи классом напряжения 10 кВ (СН2-1-20 кВ) протяженностью 21,54 км и классом напряжения 0,4 кВ (НН - ниже 1 кВ) протяженностью 0,32 км, используемые для осуществления регулируемой деятельности в границах Московской области.
Вместе с тем, в соответствии с представленными схемами соединений электрической организации линии 0.4 кВ, принадлежащие обществу, технологически не соединены с трансформаторными подстанциями организации, указанными в пункте 1 Критериев.
В этой связи ответчиком было принято решение прекратить рассмотрение дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для общества на 2017 год ввиду отсутствия оснований, обусловленных несоответствием общества Критериям, о чем оно было извещено путем направления соответствующего уведомления.
Письмом от 20 декабря 2016 г. N 334 ответчику были переданы дополнительные материалы, ранее не представлявшиеся в комитет, в том числе копия договора аренды кабельных линий 0,4 кВ с ООО Конно-спортивный клуб "Белая Дача" от 01 декабря 2016 г. N 85/3-16, не зарегистрированного в установленном порядке по состоянию на 20 декабря 2016 г.
При этом зарегистрированный в установленном порядке договор аренды кабельных линий 0.4 кВ направлен обществом в комитет только письмом от 27 декабря 2016 г. N 344, то есть уже после рассмотрения вопроса об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что лишило комитет возможности проверить обоснованность представленных данных в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе АО "Белая Дача Инжиниринг" указывает, что оспариваемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, поскольку поданное им ходатайство о привлечении ПАО "МОЭСК" и ПАО "Мосэнергосбыт" неправомерно отклонено судом апелляционной инстанции.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку они не содержат выводов о правах и об обязанностях указанных подателем кассационной жалобы лиц.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г. по делу N А41-6931/17 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Белая Дача Инжиниринг" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.