г. Москва |
|
30 ноября 2017 г. |
Дело N А40-125340/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Красновой С.В., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от АО "НИИИТ" - Карыгина О.М. по дов. от 31.12.2016, Кузнечик А.А., дов. от 31.12.2016 N 12/2017
от АО "ЦНИИ ЭИСУ" - Федотов С.А. по дов. от 27.01.2017 N 17140036
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу АО "ЦНИИ ЭИСУ" на определение от 17 августа 2017 года Арбитражного суда города Москвы вынесенное судьей Лежневой О.Ю.
по заявлению Акционерного общества "Научно исследовательский институт информационных технологий"
заинтересованное лицо - Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления"
о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда при Госкорпорации "Ростех" по делу N ТС-108/2017
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно исследовательский институт информационных технологий" (далее - АО "НИИИТ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда при Госкорпорации "Ростех" по делу N ТС-108/2017.
К участию в деле в качестве Заинтересованного лица привлечено Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления" (далее - АО "ЦНИИ ЭИСУ").
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2017 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо - Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное определение, как необоснованное, поскольку решение третейского суда, на принудительное исполнение которого судом был выдан исполнительный лист, противоречит публичному порядку Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО "ЦНИИ ЭИСУ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель АО "НИИИТ" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, по следующим основаниям.
Так, согласно части 4 статьи 238 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, предусмотренных статьей 239 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных требований и возражений.
В соответствии со статьей 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда только в случаях, предусмотренных настоящей статьей. В указанной норме права установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
При этом, согласно части 2 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть отказано по основаниям, установленным частью 4 настоящей статьи, даже в том случае, если сторона, против которой вынесено решение, не ссылается на указанные основания.
Нормы части 4 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к таким основаниям отказа в выдаче исполнительного листа, проверяемым компетентным судом самостоятельно, вне зависимости от наличия или отсутствия таких возражений заинтересованного лица, относит обстоятельства, подтверждающие, что спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства, либо подтверждающие, что приведение в исполнение решения третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Третейского суда при Госкорпорации "Ростех" по делу N ТС-108/2017 с АО "ЦНИИ ЭИСУ" в пользу АО "НИИИТ" взыскана задолженность и проценты по контракту N 101/13-14 от 26.02.2015.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение возложенных на должника обязанностей по исполнению решения третейского суда должник не исполнил данное решение в согласованные сроки, в связи с чем, взыскатель правомерно обратился в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение названного решения третейского суда.
При этом суд пришел к выводу о том, что рассмотренный третейским судом спор мог являться предметом третейского разбирательства и вынесенное третейским судом решение не противоречит публичному порядку Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, данный вывод был сделан судом первой инстанции при неполном исследовании имеющихся в деле доказательств, без анализа условий заключенного между сторонами спора контракта, без проверки всех обстоятельств, подтверждающих указанный вывод суда, без учета сформированных высшими судебными инстанциями подходов о том, какие споры не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (споры, возникающие из договоров, предполагающих расходование бюджетных средств).
Одно из ограничений на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейский суд) установлено пунктом 6 части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" по соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в настоящее время в Федеральном законе от 29.12.2015 N 382-ФЗ.
Наличие таких признаков в спорных правоотношениях как расходование бюджетных средств в целях удовлетворения публичного интереса характеризуют такие отношения как отношения с публичным элементом и влекут повышенный публичный (общественный) контроль за такими отношениями. В силу того, что отношения предполагают расходование бюджетных средств в целях удовлетворения публичных нужд, общество заинтересовано в особом контроле за этими отношениями, который выражается в мониторинге, учете, аудите, позволяющим оценить законность, своевременность, обоснованность, эффективность, результативность, экономность понесенных расходов.
Следовательно, контракты, предполагающие удовлетворение публичных интересов за счет бюджетных средств, если законом не установлено иное, в целях обеспечения иного публично-значимого интереса, должны не только заключаться, но и исполняться с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков и исполнителей, предотвращения и противодействия коррупции, ответственности за результативность и эффективность реализации вложенных бюджетных средств.
Поэтому все этапы указанных правоотношений, включая заключение, исполнение, расторжение договоров и применение ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, должны быть полностью прозрачны и доступны для проверочных мероприятий вплоть до их завершения, в том числе посредством разрешения споров системой государственного правосудия.
Принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, упрощенный порядок сбора и представления доказательств, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу) не позволяют обеспечить цели публичного (общественного) контроля за такими отношениями, а значит - интересы публичного порядка.
Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2017 N 305-ЭС15-20073.
Для вывода о характере возникших между сторонами спора отношений в данном конкретном споре требовалось дать правую квалификацию заключенного между сторонами спора контракта, однако анализа и толкования условий контракта судом сделано не было, что могло иметь значение для формирования вывода суда о том, нормам какого именно нормативного акта подчинены правоотношения сторон, возникшие из контракта, имеется ли в нем публичный интерес, осуществлялось ли расходование бюджетных средств, поскольку, между АО "НИИИТ" и АО "ЦНИИ ЭИСУ" заключен контракт на выполнение составной части опытно-конструкторской работы шифр "Заря-СКС-НИИТ" N 101/13-14.
Поскольку судом первой инстанции условия контракта не были проанализированы, не было проверено, как именно был заключен контракт, являлось ли его целью удовлетворение публичного интереса и осуществлялось ли его исполнение за счет бюджетных средств, то вывод суда о том, что спор, возникший между сторонами из данного контракта, мог быть рассмотрен третейским судом, а решение третейского суда не нарушает публичный порядок Российской Федерации, является преждевременным.
Учитывая изложенное, определение Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2017 года подлежит отмене на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку допущенные судом нарушения по самостоятельной проверке оснований для отказа в выдаче исполнительного листа, предусмотренных частью 4 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могли привести к вынесению неправильного судебного акта.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права не могут быть самостоятельно устранены судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению обстоятельств, исследованию и оценке доказательств, а толкование условий договора согласно правовой позиции высшей судебной инстанции, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации N N 305-ЭС14-7729 и 305-ЭС16-4576, также находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо будет устранить допущенные нарушения норм процессуального права, сделать вывод о правовой природе контракта от 26.02.2015 N 101/13-14, о том, на основании каких норм он заключен, заключен ли он во исполнение государственного контракта и в целях удовлетворения публичного интереса, осуществлялось ли финансирование работ по контракту от 26.02.2015 N 101/13-14 за счет бюджетных средств, после чего сделать вывод о наличии или отсутствии публичного характера отношений, возникших между сторонами спора по контракту от 26.02.2015 N 101/13-14, соответственно, о наличии или отсутствии оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 17 августа 2017 года по делу N А40-125340/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий - судья |
С.В. Нечаев |
Судьи: |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.