г. Москва |
|
06 декабря 2017 г. |
Дело N А41-28697/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Красновой С.В., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от АО "Мясокомбинат Клинский" - Матазов В.В., дов. от 21.06.2017, Федоров С.В., дов. от 16.10.2017
от Администрации Клинского муниципального района Московской области - не явился, уведомлен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Клинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2017 года принятое судьей Новиковой Е.М. и постановление от 25 сентября 2017 года, Десятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Бархатовым В.Ю., Семушкиной В.Н., Немчиновой М.А.
по иску АО "Мясокомбинат Клинский"
к Администрации Клинского муниципального района Московской области
об обязании принять недвижимое имущество в муниципальную собственность
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мясокомбинат Клинский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Клинского муниципального района Московской области об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения суда в силу принять в муниципальную собственность следующее имущество:
- подземный газопровод низкого давления 1970 года постройки протяженностью 894,34 м, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Дурыманова (от точки "4" (лист 1) до точки "5" (лист 2), далее от точки "5" (лист 2) до точки "б" (лист 3), далее от точки "6" (лист 3) до точки "13" (лист 3) Инвентарного плана объекта Технического паспорта от 28.11.2016 (Сооружение 2 (2));
- подземный газопровод среднего давления 1970 года постройки протяженностью 1023,49 м, расположенный по адресу: Московская область г. Клин ул. Дурыманова (от точки "1" до точки "4" (лист 1), далее от точки "4" до точки "5" (лист 2), далее от точки "5" (лист 2) до точки "6" (лист 3). далее от точки "6" до точки "11" (лист 3) Инвентарного плана объекта Технического паспорта от 28.11.2016 (Сооружение 2 (1));
- газорегуляторный пункт (ШП-3) 1970 года постройки, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Дурыманова. По техническому паспорту т. "12" ШРП Технического плана, лист 3 (Акт ввода в эксплуатацию от 17.09.1970 года).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2017 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, представителя не направил, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на обслуживании АО "Мясокомбинат Клинский" находятся газопроводы среднего и низкого давлений, которые были построены в 1970 году и Газорегуляторный пункт (ШП-3) ул. Дурыманова.
Указанные объекты были приняты на обслуживание по актам балансового разграничения ответственности от 04.06.2006 между ОАО "Мясокомбинат Клинский" (с 06.08.2015 АО "Мясокомбинат Клинский") и ГУП МО "Мособлгаз", в соответствии с которыми обслуживание указанных газопроводов и ГРП осуществляет ГУП МО "Мособлгаз".
В марте 2014 года актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ГУП МО "Мособлгаз" и ОАО "Мясокомбинат Клинский" были определены точки и границы ответственности, в соответствии, с которыми обслуживание указанных газопроводов и ГРП осуществляет ГУП МО "Мособлгаз".
Договором N 10-150К по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования от 26 марта 2012 года заключенного между ГУП МО "Мособлгаз" и ОАО "Мясокомбинат Клинский", приложением N 1 утвержден перечень объектов обслуживаемых исполнителем.
В указанный перечень так же вошли спорные газопроводы низкого и среднего давления и ГРП (ШП-3).
В 1991 году в результате приобретения имущества АП мясокомбинат "Клинский" в составе имущества по договору купли-продажи указанные газопроводы и ГРП (ШП-3) не были указаны в перечне и в собственность предприятия не передавались.
Письмами от 22.07.2016 исх. N 739; от 31.08.2016 исх. N 903, адресованными Главе Клинского муниципального района, АО "Мясокомбинат Клинский" требовало принять меры к оформлению прав собственника на указанные выше газопроводы и ГРП (ШП-3).
Письмом от 09.09.2016 исх. N 762/вг-2-12 Глава Администрации Клинского муниципального района сообщил, что у муниципального образования "Клинский муниципальный район" нет законных оснований для владения и распоряжения спорными объектами инженерной инфраструктуры.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", исходили из того, что спорное недвижимое имущество находится на территории Клинского муниципального района Московской области, посредством него осуществляется газоснабжение жилых домов, расположенных в границах этого муниципального района, данное имущество служит для организации газоснабжения населения муниципального района и, как следствие, для решения вопросов местного значения.
Суды указали, что в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления возложена безусловная обязанность по принятию в муниципальную собственность объектов газоснабжения, требования истца об обязании Администрации Клинского муниципального района Московской области принять в муниципальную собственность спорные объекты газоснабжения, являются обоснованными и правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, указанные в приложении N 3 к нему, являются объектами муниципальной собственности.
В пункте 1 приложения N 3 к указанному Постановлению указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания, строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона и независимо от того, на чьем балансе находятся эти объекты, они подлежат передаче в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Правоотношения по газоснабжению в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно статье 7 названного Закона организация газоснабжения населения отнесена к компетенции органов местного самоуправления поселений.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения газоснабжения населения является вопросом местного значения поселения.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального района отнесена лишь организация в границах муниципального района газоснабжения поселений.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, предоставлено право заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В ст. 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" дано понятие систем газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
В соответствии с п. 20 ст. 1 ГрК РФ под понятием "объекты местного значения" понимают объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправлении полномочий но вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально- экономическое развитие муниципальных районов. поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ГрК РФ и ФЗ N 69 суды пришли к выводу о том, что спорные газопроводы являются объектами (сооружениями) капитального строительства и относятся к линейным сооружениям инженерной инфраструктуры города (муниципалитета), так как служат обеспечению, в том числе населения, газом.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что обслуживание газопроводов снабжающих газом местное население, относится к осуществлению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, и о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 июля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2017 года по делу N А41-28697/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Нечаев |
Судьи: |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.