город Москва |
|
07 декабря 2017 г. |
Дело N А40-181025/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТФ "Зодиак": Плехановой М.В. - ген.директора (приказ N 29 от 31.12.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 30 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТФ "Зодиак"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2015 г.,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2017 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В., Поповым В.И.,
по делу N А40-181025/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая Фирма "Зодиак" (ОГРН 1037700248442; 109235, г. Москва, ул. Батюнинская, д. 10)
к Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы (111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 10)
о признании незаконными действий и обязании возвратить незаконно демонтированные и удерживаемые объекты,
УСТАНОВИЛ: между обществом с ограниченной ответственностью "Торговая Фирма "Зодиак" (далее - ООО "ТФ "Зодиак", заявитель, общество) и Префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - Префектурой ЮВАО г. Москвы, ответчик) были заключены договоры на размещение нестационарных объектов по адресам: Шоссейная вл. 9 - договор N ЮВАО/Печатники 13, Шоссейная вл. 60 договор N ЮВАО/Печатники 29, Шоссейная вл. 37 - договор N ЮВАО/Печатники 324, Шоссейная вл. 4 - договор N ЮВАО/Печатники 4, Шоссейная вл. 52, договор N ЮВАО/Печатники 24, Тихая вл. 18 - договор N ЮВАО/Люблино 29, Краснодарская вл. 57, договор N ЮВАО/Люблино/13, Краснодарская вл. 48А 0 договор N ЮВАО/Люблино/12, Ставропольская вл. 42 - договор N ЮВАО/Люблино/2, 40 лет Октября д. 21 - договор N ЮВАО/Люблино/146, 40 лет Октября д. 21 -договор N ЮВАО/Люблино/149, Краснодонская 25 - договор N ЮВАО/Люблино/31, Краснодонская 19 - договор N ЮВАО/Люблино/147, ул. Ю. Ленинцев д. 10/15 - договор N ЮВАО/Текстильщики/27, Волгоградский пр-т вл. 555 - договор N ЮВАО/Текстильщики/40, Люблинская вл. 23 - 25 - договор N ЮВАО/Текстильщики/323.
В соответствии с условиями указанных договоров Префектура ЮВАО предоставляет право предпринимателю разместить нестационарный объект: модульный объект, а истец обязуется разместить и обеспечить в течение срока действия договора функционирование объекта.
Согласно пункту 1.3. договоров период размещения объекта устанавливается в течение трех лет с даты передачи места размещения нестационарного торгового объекта по передаточному акту.
В соответствии с условиями договоров сторонами подписаны передаточные акты, согласно которым Префектура ЮВАО передает, а предприниматель принял место для размещения нестационарного объекта.
С учетом положений пункта 1.3. договора период размещения торгового объекта истекает в 2015 году, как и срок действия договора.
Выпиской из протокола N 10 окружной комиссии по пресечению самовольного строительства ЮВАО г. Москвы Управе района Печатники предписано обеспечить демонтаж (перемещение) нестационарных торговых объектов в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. N 614-ПП, и представить в префектуру соответствующие акты и фотоматериалы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ТФ "Зодиак" к Префектуре ЮВАО г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий ответчика по демонтажу 12 объектов нестационарной торговли и удержании данных объектов, об обязании ответчика возвратить истцу 12 демонтированных и удерживаемых объектов истца.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ООО "ТФ "Зодиак" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ТФ "Зодиак" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Префектуры ЮВАО г. Москвы в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Москвы N 614-ПП от 02 ноября 2012 г. "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещении таких объектов" (далее - Постановление N 614-ПП) определен Перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (приложение N 2 к Постановлению), в том числе, в нем содержится список таких объектов на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы.
Указанное Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В силу пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению N 614-ПП рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия).
Согласно пункту 3.2 указанного Положения документами, являющимися основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, признаются: действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов; действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении; действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта; действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (о внесении изменений в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания); действующий договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте; действующий договор на размещение таксофона в месте, установленном схемой размещения таксофонов на территории города Москвы.
Пунктом 3.3 Постановления N 614-ПП определено, что правообладатель объекта это физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в чьей собственности находится объект и (или) фактически осуществляющий использование объекта.
Осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, в области градостроительной деятельности, строительства и реконструкции префектура в соответствие с пунктом 2.2.9 Положения о префектуре, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" принимает в установленном порядке необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы; доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе.
Демонтаж объекта - это разборка незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан (далее - демонтаж) (пункт 3.4 Постановления N 614-ПП).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемых действий.
При этом судами установлено, что окружная комиссия действовала в рамках своих полномочий с учетом имеющейся у ней информации.
Окружной комиссией было принято решение о демонтаже незаконно переустроенных киосков/модулей в павильоны, не являющимися объектами капитального строительства на земельном участке, не предназначенном для целей переустройства и реконструкции по адресам: Шоссейная, вл. 9; Шоссейная, вл. 60; Шоссейная, вл. 37; Шоссейная, вл. 4; Шоссейная, вл. 52; Тихая, вл. 18; Краснодарская, вл. 57; Краснодарская, вл. 48А; Ставропольская, вл. 42; 40 лет Октября, д. 21; 40 лет Октября, д. 21; Краснодонская, 25; Краснодонская, 19; ул. Ю. Ленинцев, д. 10/15; Волгоградский проспект, вл. 55; Люблинская, вл. 23 - 25.
Разделом 3 договоров на размещение нестационарных торговых объектов установлены права и обязанности сторон.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что в ходе проверки установлены факты размещения объектов не соответствующих условиям договоров. Согласно условиям договоров, специализация нестационарных торговых объектов по адресам: Шоссейная, вл. 9 - непродовольственная продукция; Шоссейная, вл. 60 - непродовольственная продукция; Шоссейная, вл. 4 - гастрономия (объект не демонтирован); Шоссейная, вл. 52 - непродовольственная продукция; Тихая, вл. 18 - продукты; Краснодарская, вл. 57 - табак; Краснодарская, вл. 48А - проездные билеты; Ставропольская, вл. 42 - табак; проспект 40 лет Октября, д. 21 - хлебобулочные изделия; проспект 40 лет Октября, д. 21 - бытовые услуги; Краснодонская, 25 - продукты; Краснодонская, 19 - овощи-фрукты; ул. Ю. Ленинцев, д. 10/15 - табак; Волгоградский проспект, вл. 55 - печать (объект отсутствовал); Люблинская, вл. 23 - 25 - непродовольственные товары.
Во исполнение протокола от 26 сентября 2014 г. N 10 Окружной комиссии, управой районов Печатники, Текстильщики, Люблино проведены мероприятия по демонтажу и перемещению спорных нестационарных объектов.
При рассмотрении настоящего спора судами приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А40-167253/14, которые не подлежат доказыванию на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2017 г. по делу N А40-181025/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТФ "Зодиак" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.