город Москва |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А40-244153/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.
судей Беловой А.Р., Ядренцевой М.Д.
при участии в заседании:
от истца ОАО "РЖД" - не явился, извещен
от ответчика ООО "Газпромтранс" - Снегерев А.Е. по дов. от 01.01.2016
рассмотрев 11 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Газпромтранс" (ответчика)
на решение от 28 февраля 2017 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Белицкой С.В.,
и постановление от 11 мая 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Садиковой Д.Н., Григорьевым А.Н., Левченко Н.И.,
по иску ОАО "РЖД"
к ООО "Газпромтранс"
о взыскании 212 969 руб. 59 коп. платы за время нахождение вагонов на путях общего пользования
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) 15.12.2015 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ответчик) о взыскании 212 969 руб. 59 коп. - платы за время нахождение вагонов на путях общего пользования.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в период с 23.04.2015 по 05.05.2015 на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" простаивали вагоны - цистерны, прибывшие в адрес ответчика, в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования, владельцем которого является ответчик, по причине не предоставления локомотива ответчиком, тогда как вагоны должны быть поданы перевозчиком не позднее чем через два часа с момента направления уведомления об их подаче.
По мнению истца, согласно выпискам из книги уведомлений, подтверждается факт извещения о подаче спорных вагонов ответчика, который является владельцем путей необщего пользования, поэтому ответчик был извещен о наличии у истца обязанности подать вагоны через два часа после передачи уведомления об их направлении и в случае неисполнения обязанности по подаче вагонов об этом обстоятельстве ответчик должен был узнать непосредственно по истечении установленного законом срока на подачу вагонов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судами решением и постановлением, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей жалобы ответчик указывает на то, что грузы были приняты до истечения срока доставки, указанного в накладной, а акты общей формы были подписаны ответчиком с разногласиями.
Как указывает ответчик, суды ошибочно указали на то, что ни в одном нормативном документе не указано, что грузополучатель имеет право не принимать прибывшие в их адрес вагоны.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 11.12.2017 представитель ответчика поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы.
Истец своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
До судебного заседания от истца поступил отзыв на кассационную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя, которые приобщены к материалам дела, с учетом мнения ответчика.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы ответчика к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат, поскольку судами при рассмотрении спора не было допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Судами установлено, что 26.01.2012 между сторонами был заключен договор N 1/127 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ответчика по станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги - филиала истца (далее - договор на обслуживание подъездного пути).
В период с 23.04.2015 по 05.05.2015 на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" простаивали вагоны - цистерны, прибывшие в адрес ответчика, в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования, владельцем которого является ООО "Газпромтранс", по причине не предоставления локомотива ответчиком.
Согласно актам общей формы от 23.04.2015 N 2/3478 и от 23.04.2015 N 2/3479 - 86 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика по причине не предоставления локомотива владельцем пути необщего пользования с 06 час. 45 мин. 23.04.2015 до 14 час. 00 мин. 23.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 23.04.2015 N 003606 начислена плата в размере 22 853 руб. 30 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 23.04.2015 N 2/3484 и от 24.04.2015 N 2/3489- 85 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 22 час. 10 мин. 23 и 04.2015 до 06 час. 30 мин. 24.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 24.04.2015 N 003607 начислена плата в размере 24 806 руб. 20 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 24.04.2015 N 2/3497 и от 24.04.2015 N2/3490 - 81 вагон, не принадлежащий перевозчику, прибывший в адрес ответчика и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 10 час. мин. 24.04.2015 до 18 час. 00 мин. 24.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 24.04.2015 N 003629 начислена плата в размере 21 843 руб. 45 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 23.04.2015 N 2/3488 и от 24.04.2015 N 2/3493 - 87 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская - 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 23 час. 45 мин. 23.04.2015 до 13 час. 00 мин. 24.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 24.04.2015 N 003628 начислена плата в размере 39.023 руб. 43 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 24.04.2015 N 2/3499 и от 24.04.2015 N 2/3500 - 76 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 ПРВ ж.д. 61700 в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 17 час. 00 мин. 24.04.2015 до 20 час. 00 мин. 24.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 24.04.2015 N 003630 начислена плата в размере 7.476 руб. 95 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 24.04.2015 N 2/3501 и от 25.04.2015 N 2/3502 - 80 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 61700 в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 22 час. 00 мин. 24.04.2015 до 02 час. 30 мин. 25.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 25.04.2015 N 003631 начислена плата в размере 11 745 руб. 72 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 23.04.2015 N 2/3482 и от 24.04.2015 N 2/3487 - 85 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 19 час. 00 мин. 23.04.2015 до 04 час. 10 мин. 24.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 24.04.2015 N 003658 начислена плата в размере 25 328 руб. 70 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 23.04.2015 N 2/3480 и от 23.04.2015 N 2/3483 - 86 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 17 час. 00 мин. 23.04.2015 до 19 час. 20 мин. 23.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 23.04.2015 N 003659 начислена плата в размере 7 813 руб. 25 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 05.05.2015 N 2/3640 и от 05.05.2015 N 2/3642 - 84 вагона, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 12 час. 30 мин. 05.05.2015 до 18 час. 05 мин. 05.05.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 05.05.2015 N 003849 начислена плата в размере 16 741 руб. 37 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 05.05.2015 N 2/3641 и от 05.05.2015 N 2/3643 - 91 вагон, не принадлежащий перевозчику, прибывший в адрес ответчика и готовый к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 15 час. 20 мин. 05.05.2015 до 19 час. 20 мин. 05.05.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 05.05.2015 N 003850 начислена плата в размере 11 947 руб. 26 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 22.04.2015 N 2/3474 и от 22.04.2015 N 2/3475 - 78 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 15 час. 15 мин. 22.04.2015 до 18 час. 30 мин. 22.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов N от 22.04.2015 003527 начислена плата в размере 10 281 руб. 58 коп. с учетом НДС.
По актам общей формы от 22.04.2015 N 2/3471 и от 22.04.2015 N 2/3473 - 76 вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования с 10 час. 10 мин. 22.04.2015 до 14 час. 30 мин. 22.04.2015. В соответствии с указанными актами общей формы по ведомости подачи и уборки вагонов от 22.04.2015 N 003526 начислена плата в размере 13 108 руб. 38 коп. с учетом НДС.
Согласно предоставленным истцом актам общей формы вагоны простаивали на путях общего пользования на станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в ожидании подачи на путь необщего пользования ответчика локомотивом владельца пути необщего пользования.
Все вышеперечисленные акты общей формы подписаны представителем ответчика с разногласиями в связи с прибытием вагонов, следовавших как груз на своих осях, до истечения сроков доставки.
Между тем, 28.05.2008 между сторонами заключен договор на организацию расчетов N 271-жд., (далее - договор на организацию расчетов).
Пунктом 2.1.11 дополнительного соглашения от 30.12.2011 N 5 к договору на организацию расчетов от 28.05.2008 N 271-жд установлено, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
Данный пункт договора возлагает ответственность на ответчика за то, что, в случае нарушения клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от Клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента, являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
Исходя из условия договора на организацию расчетов, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся истцу платежей при перевозках грузов или порожних вагонов стороны согласовали обязательства сторон по оплате использования пути общего пользования.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием оплатить задолженность оставлена последним без внимания.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования истца, исходили из того, что порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя.
При этом о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи, поэтому вагоны должны быть поданы перевозчиком не позднее чем через два часа с момента направления уведомления об их подаче, тогда как выписками из книги уведомлений, подтверждается факт извещения о подаче спорных вагонов ответчика, который является владельцем путей необщего пользования.
По мнению судов нижестоящих инстанций, ответчик был извещен о наличии у истца обязанности подать вагоны через два часа после передачи уведомления об их направлении и в случае неисполнения обязанности по подаче вагонов об этом обстоятельстве ответчик должен был узнать непосредственно по истечении установленного законом срока на подачу вагонов.
В свою очередь, представленные истцом в материалы дела акты общей формы, соответствуют требованиям Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Судебная коллегия окружного суда соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку факт уведомления о подаче вагонов подтверждается представленными в материалы дела выписками из книги уведомлений о подаче вагонов под погрузку, выгрузку, вины перевозчика в неприеме вагонов не установлено, простаивание вагонов оформлено надлежащим образом, истец вправе требовать от ответчика внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Довод ответчика о том, что не учтены установленные законом особенности приема собственных порожних вагонов, прибывших до истечения срока доставки груза, а грузы были приняты до истечения срока доставки, указанного в накладной, отклоняется, поскольку грузополучатель был уведомлен о прибытии вагонов в его адрес, что подтверждается выписками из книги уведомлений о прибытии груза формы ГУ-6, имеющимися в материалах дела
При том, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Срок доставки, указанный в накладной - это максимальный предел, до которого перевозчик обязан довести груз и после истечения которого, перевозчик уплачивает пени, а не день доставки груза. Срок доставки устанавливается с целью определения ответственности перевозчика за просрочку доставки груза.
Между тем, обязанность грузополучателя (ответчика) принять груз до истечения срока доставки предусмотрена пунктом 39.1 приказа МПС России от 18.06.2003 N 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", согласно которому в случае прибытия собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения в пределах срока доставки после получения уведомления перевозчика о прибытии собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения получатель обязан принять эти вагоны до истечения срока доставки, указанного в накладной.
Факт уведомлений грузополучателя о возможной подаче вагонов подтверждены выписками из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2, приобщенных к материалам дела.
Судами учтено, что грузополучатель (ответчик) обязан принять прибывший в его адрес груз, с учетом того, что о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи, а согласно пункта 6 договора от 26.01.2012 N 1/127 на обслуживание подъездного пути, заключенного между истцом и ответчиком уведомление о готовности вагонов к подаче передается работником Перевозчика" круглосуточно" по телефонам (212-348 (5146)-71080, приемосдатчику груза и багажа "Владельца не позднее чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с записью в книгу уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку на станции и у прием ос датчика "Владельца", с последующим не позднее чем через 2 часа, предоставлением письменного уведомления.
Первая и апелляционная инстанции, в соответствии с части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчиком не опровергнуты выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в нарушение взятых на себя обязательств по договору, порожние вагоны, прибывшие в его адрес, ответчик не забирал на свой подъездной путь под погрузку, тогда как в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки - выгрузки и другие причины), истцом взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
Доводы ответчика со ссылкой на судебные акты по другому делу не являются основанием для отмены решения и постановления, поскольку упоминаемые им судебные акты по тому делу были приняты с учетом фактических обстоятельств конкретного дела и доводов участвующих сторон.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов, правоотношениям сторон дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2017 года по делу N А40-244153/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н.Крекотнев |
Судьи |
А.Р.Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.