город Москва |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А41-19816/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "СтройКонсалт": Хакимовой А.Р. (дов. N 66-17 от 03.11.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства строительного комплекса Московской области: Шамсутдиновой Э.Х. (дов. N 134 от 27.12.2016 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент": не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А. (дов. N 27ДОВ-388 от 22.12.2016 г.);
от третьего лица Администрации городского округа Химки Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: Тимашовой К.А. (дов. N 577-Д от 27.11.2017 г.);
от третьего лица АО "Международный аэропорт Шереметьево": не явились, извещены;
от третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: Черновой М.Н. (дов. N 31Исх-104779 от 28.11.2017 г.);
от третьего лица ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект": не явились, извещены;
рассмотрев 07 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2017 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-19816/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКонсалт" (ОГРН 1067758588853; 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, д. 2, стр. 1, офис 102)
к Министерству строительного комплекса Московской области (1125024004973; 143402, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
о признании незаконным распоряжения от 01 декабря 2016 г. N Г63/4059 об утверждении ГПЗУ,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; общество с ограниченной ответственностью "УК "Эверест Эссет Менеджмент"; Комитет лесного хозяйства Московской области; Администрация городского округа Химки Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"; Федеральное агентство воздушного транспорта; Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области; Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" "Мослеспроект",
УСТАНОВИЛ: 01 сентября 2015 г. между обществом с ограниченной ответственностью "СтройКонсалт" (далее - ООО "СтройКонсалт", заявитель, общество) и обществом с ограниченной ответственностью "УК "Эверест Эссет Менеджмент" Д.У. закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Гамма Капитал" под управлением ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент" был заключен договор аренды земельного участка N 155-010915/001 (в редакции дополнительного соглашения от 26 апреля 2016 г. N 1 и дополнительного соглашения от 24 октября 2016 г. N 2).
По договору аренды заявитель арендует земельный участок общей площадью 126 284 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства, кадастровый номер: 50:10:0040303:11, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район.
Администрация городского округа Химки Московской области постановлением от 04 октября 2013 г. N 963 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, мкр. Подрезково" утвердила градостроительный план N RU50301000-GPU107813 вышеназванного земельного участка.
В соответствии с указанным планом раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:11 под I очередь строительства были образованы 16 земельные участков: площадью 11 658 кв.м кадастровый номер 50:10:0000000:16591; площадью 104 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:306; площадью 107 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:308; площадью 4 519 кв.м, кадастровый номер 50:10:0000000:16590; площадью 8 053 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:309; площадью 4 832 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:310; площадью 6 245 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:311; площадью 4 868 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:312; площадью 4 090 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:313; площадью 6 151 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:314; площадью 104 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:315; площадью 6 819 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:316; площадью 1 589 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:317; площадью 1 764 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:318; площадью 63 452 кв.м, кадастровый номер 50:10:0000000:16592; площадью 1 929 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:307.
В связи с тем, что с 01 января 2015 г. на территории Московской области полномочиями по утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) наделен Минстрой Московской области, общество обратилось в адрес Министерства строительного комплекса Московской области (далее - ответчик) с заявлением об утверждении и выдаче градостроительного плана на один из вновь образованных земельных участков - с кадастровым номером 50:10:0040303:312.
Министерство строительного комплекса Московской области при подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:312 в пункте 2.1 указал, что данный участок имеет наложения на земли лесного фонда, а на чертежах градостроительного плана и линий градостроительного регулирования указало границы лесного фонда, также координаты поворотных точек границ лесного фонда.
Полагая, что внесенная в ГПЗУ запись о наложении земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:312 нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "СтройКонсалт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным распоряжение от 01 декабря 2016 г. N Г63/4060 об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:312, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, в части включения в градостроительный план земельного участка следующих сведений: в пункте 2.1 информация о "разрешенном использовании земельного участка" указание: земельный участок частично расположен в границах лесного фонда; в пункте 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования указание границ лесного фонда, также координат поворотных точек границ лесного фонда и обязании утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:312 с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1, пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, общество с ограниченной ответственностью "УК "Эверест Эссет Менеджмент", Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево", Федеральное агентство воздушного транспорта, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" "Мослеспроект".
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Министерство строительного комплекса Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СтройКонсалт" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представители Министерства строительного комплекса Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жало друг друга. Представители ООО "СтройКонсалт" возражали против их удовлетворения. Представители Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области согласились с доводами кассационных жалоб.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
В силу части 2 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Также в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (часть 4 статьи 44 Градостроительного кодекса).
При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Градостроительного кодекса).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка (указанная форма действовала до 01 августа 2016 года), в соответствии с которой на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются:
- схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);
- границы земельного участка и координаты поворотных точек;
- красные линии;
- обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;
- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;
- границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом);
- места допустимого размещения объекта капитального строительства;
- информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны); - границы зон действия публичных сервитутов (при наличии);
- параметры разрешенного строительства.
При этом в пункте 2.1 градостроительного плана должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, а именно сведения об основных видах разрешенного использования земельного участка, об условно разрешенных видах использования земельного участка и вспомогательных видах использования земельных участков.
Градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закон от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (ред. от 29 июня 2015 г. N 24) сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного указанного закона в случае, если до 01 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что указание в ГПЗУ N RU50301000-MSK005819, утвержденном оспариваемым распоряжением от 01 декабря 2016 года N Г63/4060, о том, что данный земельный участок частично расположен в границах лесного фонда, противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
Выводы судов основаны на следующем.
Земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:11 и образованный из него земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:312 были поставлены на кадастровый учет.
Какие-либо сведения о том, что эти участки имеют либо имели наложение на земли лесного фонда в государственный кадастр недвижимости не вносились, в нем отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела также отсутствуют доказательства постановки на кадастровый учет лесного участка.
Ссылка Министерства строительного комплекса Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области на Государственную информационную систему Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС, РГИС Московской области) в подтверждение наложения земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:310 на земли лесного фонда обоснованно отклонена судами, поскольку информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Вместе с тем, данные, содержащиеся в информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Судами также указано на то, что карта-схема и выписка из государственного реестра, план лесных участков сами по себе - без проведения экспертизы - не позволяют соотнести границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:312 и земель лесного фонда.
Ходатайство о проведении экспертизы не было заявлено.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что ответчиком документально не подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:312 имеет пересечения с землями лесного фонда.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2017 г. по делу N А41-19816/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.