город Москва |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А41-19815/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хакимова А.Р., доверенность от 03.11.2017;
от заинтересованного лица: Акопян Р.Р., доверенность от 27.12.2016;
от третьих лиц: от Главархитектуры Московской области: Чернова М.Н., доверенность от 11.12.2017; от Министерства имущественных отношений Московской области, ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент", Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации городского округа Химки Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, АО "Международный аэропорт Шереметьево", Федерального агентства воздушного транспорта, ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект": представители не явились, извещены;
рассмотрев 12 декабря 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Министерства строительного комплекса Московской области и третьего лица - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 08 июня 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 04 октября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-19815/17
по заявлению ООО "СтройКонсалт"
об оспаривании распоряжения
к Министерству строительного комплекса Московской области,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент", Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, АО "Международный аэропорт Шереметьево", Федеральное агентство воздушного транспорта, Главархитектура Московской области, ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект",
УСТАНОВИЛ:
ООО "СтройКонсалт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Министерство) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным распоряжение Министерства от 01.12.2016 N Г63/4056 об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, в части включения в градостроительный план земельного участка следующих сведений:
- в пункт 2.1 "информация о разрешенном использовании земельного участка" указание: земельный участок частично расположен в границах лесного фонда;
- в пункте 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования указание границ лесного фонда, также координат поворотных точек границ лесного фонда;
2. Обязать Министерство утвердить и выдать ООО "СтройКонсалт" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1, пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент", Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), Администрация городского округа Химки Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, АО "Международный аэропорт Шереметьево", Федеральное агентство воздушного транспорта, Главархитектура Московской области, ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект".
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения; произведена замена Министерства строительного комплекса Московской области на Главархитектуру Московской области в порядке процессуального правопреемства в части требования ООО "СтройКонсалт" об обязании Министерства строительного комплекса Московской области утвердить и выдать ООО "СтройКонсалт" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1, пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство строительного комплекса Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент", Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, АО "Международный аэропорт Шереметьево", Федеральное агентство воздушного транспорта, ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица - Главархитектуры Московской области поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.09.2015 между заявителем и ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент" Д.У. закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Гамма Капитал" под управлением ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент" заключен договор аренды земельного участка N 155-010915/001 в редакции дополнительного соглашения от 26.04.2016 N 1 и дополнительного соглашения от 24.10.2016 N 2.
Договор и соглашения к нему зарегистрированы в установленном порядке.
По договору аренды заявитель арендует земельный участок, общей площадью 126.284 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства, кадастровый номер: 50:10:0040303:11, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район.
Администрация городского округа Химки Московской области постановлением от 04.10.2013 N 963 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, мкр. Подрезково" утвердила градостроительный план N RU50301000-GPU107813 земельного участка, общей площадью 126.284 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0040303:11, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, мкр. Подрезково.
В соответствии с планом раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:11 под I очередь строительства были образованы 16 земельных участков: площадью 11.658 кв.м, кадастровый номер 50:10:0000000:16591; площадью 104 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:306; площадью 107 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:308; площадью 4.519 кв.м, кадастровый номер 50:10:0000000:16590; площадью 8.053 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:309; площадью 4.832 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:310; площадью 6.245 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:311; площадью 4.868 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:312; площадью 4.090 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:313; площадью 6.151 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:314; площадью 104 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:315; площадью 6.819 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:316; площадью 1.589 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:317; площадью 1.764 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:318; площадью 63.452 кв.м, кадастровый номер 50:10:0000000:16592; площадью 1.929 кв.м, кадастровый номер 50:10:0040303:307.
В связи с тем, что с 01.01.2015 на территории Московской области полномочиями по утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) наделено Министерство строительного комплекса Московской области, общество обратилось в адрес данного Министерства с заявлением об утверждении и выдаче градостроительного плана на один из вновь образованных земельных участков - с кадастровым номером 50:10:0040303:318.
Министерство при подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 в пункте 2.1 указало на то, что данный участок имеет наложения на земли лесного фонда, а на чертежах градостроительного плана и линий градостроительного регулирования указало границы лесного фонда, также координаты поворотных точек границ лесного фонда.
Как следует из заявления, Министерство внесло сведения о наложении земель лесного фонда на основании предоставленной Комитетом лесного хозяйства Московской области информации.
Считая, что внесенная в ГПЗУ запись о наложении земель лесного фонда на спорный земельный участок нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций признали их обоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В силу части 2 статьи 44 Градостроительного кодекса, подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Также в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (часть 4 статьи 44 Градостроительного кодекса).
При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Градостроительного кодекса).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" (далее - Приказ N 207) утверждена форма градостроительного плана земельного участка (указанная форма действовала до 01.08.2016), в соответствии с которой на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются:
- схема расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план);
- границы земельного участка и координаты поворотных точек;
- красные линии;
- обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;
- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;
- границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом);
- места допустимого размещения объекта капитального строительства;
- информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны);
- границы зон действия публичных сервитутов (при наличии);
- параметры разрешенного строительства.
При этом в пункте 2.1 градостроительного плана должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, а именно сведения об основных видах разрешенного использования земельного участка, об условно разрешенных видах использования земельного участка и вспомогательных видах использования земельных участков.
Градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. При этом, в градостроительном плане земельного участка указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, требования к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объекта капитального строительства, охранные зоны и иные сведения в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
В рассматриваемом случае Министерство при подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 в пункте 2.1 указало, что данный земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда Клинского лесничества, Клинского сельского участкового лесничества, квартал 1, а на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования указало границы лесного фонда, также координаты поворотных точек границ лесного фонда.
Таким образом, при проверке распоряжения Министерства в оспариваемой части на предмет его законности в этой части определяющее значение имеет разрешение вопроса о том, что имеют ли границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 наложение на земли лесного фонда.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7, частью 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка в материалы дела не представлено.
При этом земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:11 и образованный из него земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:318 были поставлены на кадастровый учет. Какие-либо сведения о том, что эти участки имеют либо имели наложение на земли лесного фонда в государственный кадастр недвижимости не вносились, отсутствуют в нем.
Так, в кадастровой выписке о земельном участке от 25.03.2016 с кадастровым номером 50:10:0040303:11 отсутствовали сведения о наличии пересечений с другими участками, в том числе лесными. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 в государственном земельном кадастре на момент рассмотрения спора по существу не содержалось.
Ссылка Министерства и Комитета на Государственную информационную систему Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС, РГИС Московской области) в подтверждение наложения земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 на земли лесного фонда правомерно отклонена судами исходя из следующего.
РГИС была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - Постановление N 1335/38).
В соответствии с данным постановлением РГИС представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в Постановлении N 1335/38 указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Суд отмечает, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия Постановления N 1335/38, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:11 на государственный кадастровый учет осуществлена 07.05.1992, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации" (далее - Закон N 80/2009-ОЗ), согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (часть 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах. В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 201-ФЗ, Закона о кадастре, могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
В связи с этим судами обоснованно отклонена ссылка Комитета и Министерства на справку без номера и даты, подготовленную Комитетом, по вопросу о пересечении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 и земель лесного фонда: как следует из этой справки, она подготовлена с использованием РГИС. Кроме того, в этой справке отражены не достоверные сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 (в справке указано: 1.241,52 кв.м, по сведениям ГКН: 1.764 +/- 15 кв.м)
Карта-схема и выписка из государственного реестра, план лесных участков сами по себе - без проведения экспертизы - не позволяют соотнести границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 и земель лесного фонда.
В судах первой и апелляционной инстанций Комитет и Министерство о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
Имеющееся в материалах дела таксационное описание Химкинского района Московской области по состоянию на 01.01.2007 содержит лишь информацию о составе лесов и не позволяет разрешить вопрос о соотношении границ лесного фонда Химкинского района Московской области с границами указанного земельного участка общества.
Суды обоснованно отметили, что при рассмотрении настоящего дела не представлено надлежащих доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 пересекаются с землями лесного фонда.
При этом, как установлено судами, лесной участок, расположенный на территории Клинского лесничества, Клинского сельского участкового лесничества, квартал 1, на государственный кадастровый учет не поставлен.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ, в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Таким образом, в материалы дела не представлено документального подтверждения тому, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:318 имеет пересечения с землями лесного фонда.
Каких-либо материалов по лесоустройству с приложением координат лесного участка также не представлено.
При этом в соответствии с пунктом 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Ссылка Комитета и Министерства на то, что при рассмотрении настоящего дела имеется спор о праве, правомерно отклонена судами в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 56 Постановления N 10/22, в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор о праве на недвижимое имущество может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
В рамах настоящего спора общество просило признать незаконным распоряжение Министерства от 01.12.2016 N Г63/4056 в части наложения земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 на земли лесного фонда.
Исходя из смысла положений действующего законодательства отказ органа государственной власти либо органа местного самоуправления в принятии того либо иного решения не должен носить формальный и произвольный характер, данный отказ должен соответствовать действующему законодательству и подтверждаться документально.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0040303:318 налагается на земли лесного фонда, суды обоснованно сочли, что отсутствуют основания полагать, что между сторонами существует спор о праве.
Указание в ГПЗУ N RU50301000-MSK005754, утвержденном оспариваемым распоряжением Министерства от 01.12.2016 N Г63/4056, о том, что данный земельный участок частично расположен в границах лесного фонда, противоречит закону и нарушает права и законные интересы общества.
В целях устранения нарушенных прав суды правомерно обязали Министерство утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303:318 с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1, пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
Судом апелляционной инстанции правомерно удовлетворено ходатайство общества о замене Министерства на Главархитектуру Московской области в порядке процессуального правопреемства, заявленное в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части требования общества об обязании Министерства утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0040303-318 с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1, пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2017 года по делу N А41-19815/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Каких-либо материалов по лесоустройству с приложением координат лесного участка также не представлено.
При этом в соответствии с пунктом 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
...
В соответствии с пунктом 56 Постановления N 10/22, в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
...
Исходя из смысла положений действующего законодательства отказ органа государственной власти либо органа местного самоуправления в принятии того либо иного решения не должен носить формальный и произвольный характер, данный отказ должен соответствовать действующему законодательству и подтверждаться документально."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2017 г. N Ф05-17885/17 по делу N А41-19815/2017