город Москва |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А41-5394/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Красновой С.В., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ"
от ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
от третьего лица ТУ Росимущества по Московской области - Ланчава Л.М., дов. от 30.10.17 N 542-Д
от третьего лица ТУ Росимущества по Москве,
рассмотрев 20 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
на решение от 15 июня 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Новиковой Е.М.,
на постановление от 15 сентября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Диаковской Н.В.,
по заявлению ФГУП "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ"
к Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
третьи лица ТУ Росимущества по Московской области, ТУ Росимущества по Москве
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (далее - ФГУП "НАМИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - Кадастровая палата, ответчик) от 17.10.2016 N МО-16/РКФ-401450; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по заявлению ФГУП "НАМИ" об осуществлении кадастрового учета жилого корпуса N 1 площадью 66 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский р-н, с/п Синьковское, в р-не с. Семеновское, пионерский лагерь "Чайка".
Со ссылкой на статью 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в дело привлечены: ТУ Росимущества по Московской области, ТУ Росимущества по Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017, требования удовлетворены. Суды признали незаконным решение ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" от 17.10.2016 N МО-16/РКФ-401450, обязали Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по заявлению ФГУП "НАМИ" об осуществлении кадастрового учета жилого корпуса N 1 площадью 66 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский р-н, с/п Синьковское, в р-не с. Семеновское, пионерский лагерь "Чайка".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в МО против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Заявитель, ответчик и третье лицо ТУ Росимущества по Москве, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, 06.07.2016 заявитель обратился в кадастровую палату с заявлением N 30-3474064 о постановке на государственный кадастровый учет объекта, приложив к заявлению следующие документы:
- технический план сооружения;
- декларация об объекте недвижимости;
- распорядительный акт органа местного самоуправления о реконструкции пионерского лагеря "Чайка";
- справка ГУП МО "МОБТИ";
- свидетельство о внесении объектов в Реестр федерального имущества и перечень объектов недвижимости, закрепленных за ФГУП "НАМИ" на праве хозяйственного ведения.
Кадастровой палатой принято решение от 15.07.2016 N МО-16/РКФ-264666 о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) по следующим основаниям:
- в составе приложения представленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане;
- в нарушении пунктов 36, 38 Требований некорректно заполнена строка "5" (адрес, описание местоположения здания) раздела "Характеристики здания";
- в нарушение пункта 2 Требований к подготовке Декларации об объекте недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке", Декларация составлена и заверена не правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, строения, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (не представлены необходимые для государственного учета документы, подтверждающие право на объект недвижимости);
- образы документов, входящих в состав технического плана, представлены не в полноцветном режиме.
В соответствии с п. 17 Требований документы, которые подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технически план.
План этажа, либо план части этажа, а в случае отсутствия у здания или сооружения этажей - план здания (сооружения), либо план части здания (сооружения) оформляются в виде файла в формате JPEG. 24.07.2016 за N 30-3539131 и 08.09.2016 за N 30-3700417 заявителем в кадастровую палату были представлены в формате XML, подписанном ЭЦП, дополнительные документы и внесены соответствующие изменения. 17.10.2016 кадастровой палатой принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ, поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Заявитель считает отказ кадастровой палаты в постановке объекта на кадастровый учет не соответствующим положениям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление предприятия, суды признали его обоснованным.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Как следует из части 2 статьи 20 Закона о кадастре, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в статье 22 Закона о кадастре.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета послужило истечение срока приостановления кадастрового учета и неустранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Нормами статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 2 указанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости) или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Основания отказа в осуществлении кадастрового учета указаны в статье 27 Федерального закона N 221-ФЗ, согласно которой орган кадастрового учета в частности принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случаях, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
При этом, в силу пункта 4 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Основания приостановления в осуществлении кадастрового учета указаны в статье 26 Федерального закона N 221-ФЗ, согласно которой орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Согласно пункту 13 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ необходимыми для кадастрового учета документами являются:
- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, как верно указали суды, в случае если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, технический план представляет собой документ, в котором указаны сведения о здании, необходимые для постановки его на государственный кадастровый учет (статья 41 Федерального закона N 221-ФЗ).
В пункте 8 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
Таким образом, орган кадастрового учета, учитывая положения пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ, в порядке межведомственного информационного взаимодействия при необходимости был вправе запросить копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Частью 10 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что форма и требования к подготовке технического плана устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Учитывая изложенное, при оформлении технического плана его содержание должно отвечать требованиям к подготовке текстовой и графической частей технического плана, установленным статьей 41 Федерального закона N 221-ФЗ, а также Требованиям к подготовке технического плана, установленным Минэкономразвития России.
Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 03.06.2013 N Д23и-1464, в Федеральном законе N 221-ФЗ отсутствуют основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета по причине несоответствия адреса земельного участка и адреса расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости.
При подготовке технического плана сооружения кадастровым инженером были использованы документы, указанные в п. 13 Приказа Минэкономразвития РФ N 693 от 23.11.2011 г. "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке": Кадастровый план территории, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Имущество заявителя находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о внесении имущественного комплекса ФГУП "НАМИ" в Реестр федерального имущества под уникальным реестровым номером.
Каждому объекту, внесенному в Реестр, также присваивается уникальный реестровый номер согласно перечню объектов. Спорный Объект внесен в перечень под инвентарным номером 000149 (лист N 6, порядковый N 5). Учитывая, что сведения о правах на указанное здание отсутствуют, сведения о здании, за исключением сведений о местоположении, включены в технический план на основании Декларации. Декларация заполнена и заверена представителем ФГУП "НАМИ", т.к. указанное здание числится на его балансе, что подтверждается соответствующей балансовой справкой (инвентарной карточкой учета основных средств).
Под кадастровым учетом государство признает фиксацию факта создания, изменения или гибели объекта недвижимости с уникальными характеристиками. Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет не порождает и не изменяет прав на такой объект. Следовательно, согласие собственника имущества правообладателю такого объекта для постановки на кадастровый учет не требуется.
Таким образом, как верно указали суды, исходя из представленных материалов регистрационного дела, в адрес регистрирующего органа был направлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства РФ и необходимый для проведения испрашиваемых юридическим лицом регистрационных действий.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в проведении кадастрового учета испрашиваемого объекта.
Такой отказ нарушает права заявителя в осуществлении прав на принадлежащую ему недвижимость.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Учитывая положения ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязанность по восстановлению прав заявителя правомерно возложена на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Доводу кадастровой палаты о том, что заявленное к постановке на кадастровый учет сооружение не является объектом недвижимости, дана оценка судами и он отклонен.
Суды указали, что техническим планом на здание и другими документами, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что данное сооружение является объектом недвижимости. Согласно данным документам сооружение входит в состав имущественного комплекса предприятия, оно создавалось как объект недвижимости, что предполагает соблюдение при строительстве СНиПов, градостроительных норм и правил, а также расположено на земельном участке, предоставленном именно под его строительство и предназначено для проведения прочностных испытаний автомобилей самосвалов.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2017 года по делу N А41-5394/17 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.