город Москва |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А41-15305/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "БДА": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства имущественных отношений Московской области: Гусевой М.Н. (дов. N 7 от 09.01.2017 г.);
от третьего лица Межрайонной ИФНС N 17 по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2017 г.,
принятое судьей Гапеевой Р.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-15305/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БДА" (ОГРН 1085027000574; 140053, Московская область, г. Котельники, проезд Яничкин, д. 2)
к Министерству имущественных отношений Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1)
о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
третье лицо: МИФНС N 17 по Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "БДА" (далее - ООО "БДА", общество) на праве собственности принадлежит здание нежилого назначения общей площадью 9 774,1 кв. м - многофункциональный центр по продаже и техническому обслуживанию автомобилей (далее - автоцентр, здание), расположенное по адресу: Московская область, г. Котельники, Коммерческий проезд, д. 10.
Указанное здание учтено в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 50:22:0050102:692.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 апреля 2016 г. кадастровая стоимость автоцентра по состоянию на 01 января 2016 года составила 133 431 810 руб. 34 коп.
Указанная кадастровая стоимость автоцентра утверждена распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество Московской области, министерство, ответчик) от 24 ноября 2015 г. N 13ВР-1998.
24 ноября 2015 г. Минимущество Московской области издано распоряжение N 13ВР-1999, которым определен перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень). Спорное здание в указанный перечень не включено.
Ссылаясь на то обстоятельство, что здание соответствует условиям признания объекта недвижимости торговым объектом, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежит включению в Перечень, 21 сентября 2016 г. общество обратилось к министерству с письмом исх. N 16/21-09 о включении вышеуказанного здания в Перечень.
Письмом от 20 декабря 2016 г. N 13исх-31352 Министерство имущественных отношений Московской области отказало во включении вышеназванного здания в Перечень.
В результате отказа во включении здания в Перечень, ООО "БДА" по итогам 2016 отчетного года обязано начислить и уплатить в бюджет налог на имущество организаций в отношении здания в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из налоговой базы в размере балансовой стоимости здания, что значительно превышает налог на имущество организаций, исчисленный в отношении здания, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости здания.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, ООО "БДА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконными действий, выраженных в отказе во включении объекта недвижимого имущества - здания нежилого назначения общей площадью 9 774,1 кв. м, инв. N 078:104-911, лит. Б, по адресу: Московская область, г. Котельники, Коммерческий проезд, д. 10, с кадастровым номером 50:22:0050102:692, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением от 24 ноября 2015 г. N 13ВР-1999, оформленном письмом министерства от 20 декабря 2016 г. N 13исх-31352, и обязать министерство включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением от 24 ноября 2015 г. N 13ВР-1999, вышеназванный объект недвижимости, а также направить измененный перечень в электронном виде в налоговый орган по месту нахождения указанного здания и разместить его на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена МИФНС N 17 по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включить одновременно в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, все объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Московской области, в связи с чем суд не вправе обязывать уполномоченный орган включать спорные объекты в уже сформированный Перечень.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "БДА" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "БДА" и МИФНС N 17 по Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом. Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса.
Статьей 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 г. N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понятие торгового центра (комплекса) с указанием соответствующих критериев для целей налогообложения установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект недвижимости признается торговым центром, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, при соответствии хотя бы одному из следующих критериев:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пунктов 7, 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа Министерства имущественных отношений Московской области, поскольку оно располагало всей необходимой информацией для включения принадлежащего обществу здания в спорный Перечень.
При этом судами установлено, что спорное здание соответствует критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ, что само по себе влечет возникновение у общества права на обложение налогом на имущество с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса.
При этом Министерство имущественных отношений по Московской области обязано было включить в Перечень объекты недвижимости, в отношении которых по состоянию на начало налогового периода у него имелась информация относительно соответствия критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса и статье 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 г. N 150/2003-ОЗ.
Кроме того, стоимость спорного объекта недвижимости утверждена распоряжением Министерством имущественных отношений по Московской области от 24 ноября 2015 г. N 13ВР-1998.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что министерство располагало всей необходимой информацией для включения принадлежащего обществу здания в спорный Перечень.
Доказательства существования объективных причин, которые могли бы препятствовать министерству принять соответствующее решение, в дело не представлены.
Установив вышеуказанные обстоятельства дела, суды пришли к выводу, что действия, выраженные в отказе во включении спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оформленным письмом Министерства имущественных отношений по Московской области от 20 декабря 2016 г. N 13исх-31352, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям вышеприведенных норм права.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 г. по делу N А41-15305/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.