город Москва |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А41-33900/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "УК "Виктория-5": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роспотребнадзора по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "УК "Виктория-5"
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2017 г.,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2017 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-33900/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория-5" (ОГРН 1095042003396; 141313, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, ул. Глинки, д. 13)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (ОГРН 1055005107387; 141014, Московская область, городской округ Мытищи, г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория-5" (далее - ООО "УК "Виктория-5", общество, заявитель" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-я Рыбная, д. 88 на основании договора управления многоквартирным домом от 06 октября 2014 г.
Уполномоченным должностным лицом Сергиево-Посадского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области на основании распоряжения от 10 февраля 2017 N 14.СП.07-27, с целью проверки обращения от 10 января 2017 года, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УК "Виктория-5", являющегося управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, ул. 1-ая Рыбная, дом 88.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "Виктория-5" не являясь платежным агентом, взимает комиссионный сбор при оплате коммунальных услуг. В месте приема платежей до потребителей доведена информация о взимании комиссии в размере 50 рублей с каждого платежа. Прием платежей осуществляется наличными платежами. Прием безналичных платежей отсутствует. Договор с платежными агентами на прием коммунальных платежей отсутствует. Предметом договора от 06 октября 2014 г. управления многоквартирным домом N 88 по улице 1-й Рыбной в г. Сергиев Посад является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, обеспечение предоставление коммунальных услуг собственнику и иным пользователям на законных основаниях. Комиссионный сбор не является частью коммунальной услуги, предоставляемой в соответствии с договором.
По результатам проверки 16 марта 2017 г. Сергиево-Посадским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области составлен акт проверки и выдано предписание N СП.07-26, которым ООО "УК Виктория-5" предлагалось обеспечить потребителям прием платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в соответствии с обязательными требованиями статей 16.1, 37 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей); пунктов 63, 65 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Срок исполнения указанного предписания установлен до 31 мая 2017 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "УК "Виктория-5" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Московской области, ответчика) о признании недействительным предписания от 16 марта 2017 г. N СП.07-26.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "УК "Виктория-5" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребназора по Московской области просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Частями 2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Положениями части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно пункту 65 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель вправе по своему выбору:
а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами;
г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Расходы по оплате услуг банка не является обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
В соответствии со статьей 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, оспариваемое предписание вынесено полномочным должностным лицом, оно соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что в месте приема платежей до потребителей доведена информация о взимании комиссии в размере 50 рублей с каждого платежа. Прием платежей осуществляется наличными платежами. Прием безналичных платежей отсутствует. Договор с платежными агентами на прием коммунальных платежей отсутствует.
В ходе проверки должностным лицом Сергиево-Посадского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области выявлено и заявителем не оспаривается, что ООО "УК "Виктория-5" взимает с лиц, производящих оплату за оказанные им жилищно-коммунальные услуги, путем внесения наличных денежных средств в кассу управляющей организации сбор в размере 50 рублей независимо от суммы платежа.
Поскольку доказательств того, что на собственников и потребителей коммунальных услуг возложена обязанность по оплате расходов, связанных с приемом от населения наличных денежных средств, заявителем не представлено, суды пришли к выводу, что изложенное в предписании требование Управления Роспотребнадзора по Московской области устранить выявленные нарушения, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2017 г. по делу N А41-33900/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УК "Виктория-5" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.