город Москва |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А41-19012/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюка В.М. (дов. N 27ДОВ-364 от 22.12.2016 г.);
от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ПАО "Сбербанк России": Ефремовой Д.А. (дов. N МБ/4478-Д от 24.10.2017 г.);
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2017 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-19012/17
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 142100, Московская область, г. Красногорск, бул. Строителей, 1), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195; 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19)
об истребовании из незаконного владения части земельного участка,
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ: в 2005 году в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:31:0060218:47 и 50:31:0060218:48. Данные земельные участки ранее имели кадастровые номера 50:31:060410:0001 и 50:31:060410:0002 соответственно и были предоставлены на основании постановлений органов местного самоуправления в 1998 году в собственность физических лиц.
В 2006 году земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0060218:48 и 50:31:0060218:47 были разделены.
05 июня 2006 г. в ГКН были внесены сведения о земельных участках с КН 50:31:0060218:52, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для ведения садоводства и огородничества", площадь: 30 000 кв.м и 50:31:0060218:53, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для ведения садоводства и огородничества", площадь: 30 000 кв.м. Данные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060218:48.
05 июня 2006 г. в ГКН были внесены сведения о земельных участках с КН 50:31:0060218:55, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для ведения садоводства и огородничества", площадь: 30 360 кв.м, и 50:31:0060218:54, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для ведения садоводства и огородничества", площадь: 30 140 кв.м. Данные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060218:47.
В настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0060218:52, 50:31:0060218:53, 50:31:0060218:55 и 50:31:0060218:54 принадлежат на праве собственности публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России", общество, ответчик), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и копиями дел правоустанавливающих документов.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060218:52 частично располагается на землях лесного фонда в квартале 78 выделе 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району), площадь наложения 22 488,95 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060218:53, частично располагается на землях лесного фонда в квартале 78 выделе 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району), площадь наложения 3 790,52 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060218:55 частично располагается на землях лесного фонда в квартале 78 выделе 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району), площадь наложения 10 018,06 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060218:54 частично располагается на землях лесного фонда в квартале 78 выделе 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району), площадь наложения 30 266,33 кв.м., Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) 18 января 2017 г. направил в адрес ответчика претензию, в которой просил возвратить спорные земельные участки.
Указанная претензия оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ПАО "Сбербанк России" со следующими требованиями:
- истребовать из незаконного владения ПАО "Сбербанк России" часть земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060218:52, площадью 22 488, 95 кв.м, относящийся к кварталу 78 выделу 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району) в определённых границах;
- истребовать из незаконного владения ПАО "Сбербанк России" часть земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060218:53, площадью 3 790,52 кв.м, относящийся к кварталу 78 выделу 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району) в определенных границах;
- истребовать из незаконного владения ПАО "Сбербанк России" часть земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060218:55, площадью 10 018,06 кв.м, относящийся к кварталу 78 выделу 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району) в определенных границах;
- истребовать из незаконного владения ПАО "Сбербанк России" земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060218:54, площадью 30 266,33 кв.м, относящийся к кварталу 78 выделу 18 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 54 выдел 18 Подольское сельское участковое лесничество по Чеховскому району) в определенных границах;
- считать решение суда обязательным для исполнения Управлением Росреестра по Московской области в части внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и площадях земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:0060218:53, 50:31:0060218:52, 50:31:0060218:55, 50:31:0060218:54, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, Баранцевский со., в районе дер. Дидяково.
К участию в деле в качестве соистца привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Сбербанк России" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ПАО "Сбербанк России" против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 названного закона в случае, если до 01 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Согласно пункту 36 указанного постановления в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что соистцами не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда, а также постановки на кадастровый учет лесного участка, расположенного в квартале 78 выделе 18 Подольского сельского участкового лесничества.
При этом судами установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0060218:52, 50:31:0060218:53, 50:31:0060218:55, 50:31:0060218:54 были поставлены на государственный кадастровый учет 05 июня 2006 г., сведения о местоположении (границах) земельных участков были внесены в ГКН.
Указанные земельные участки были образованы из земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:0060218:48 и 50:31:0060218:47, сведения о которых еще ранее были внесены в ГКН.
Законность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:3162 в установленном законом порядке не оспорена.
Представленные Комитетом лесного хозяйства Московской области сведения, свидетельствующие о том, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, судами отклонены, поскольку сведения о земельных участках, из которых в дальнейшем были образованы земельные участка с кадастровыми номерами 50:31:0060218:52, 50:31:0060218:53, 50:31:0060218:55, 50:31:0060218:54, были внесены в государственный кадастр недвижимости еще в 1999 году, а планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:060410:0001 и 50:31:060410:0002 утверждены в 1998 году.
Доводы соистцов о том, что факт пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда подтверждается лесоустроительной документацией 2005-2008 годов, а также лесоустройством 2015 года, также правомерно отклонены судами, поскольку они не свидетельствуют о том, что на момент предоставления спорных земельных участков и определения их границ (1998 год) данная территория входила в земли лесного фонда.
Отклоняя доводы соистцов со ссылкой на сведения, содержащиеся в Региональной географической информационной системе Московской области (далее - РГИС МО), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 г. N 1335/38, суды указали на то, что в данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательством того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 г. по делу N А41-19012/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 36 указанного постановления в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
...
Сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательством того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2017 г. N Ф05-18424/17 по делу N А41-19012/2017