город Москва |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А40-69632/17-148-381 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Росгеология": Коренухина Е.С. (дов. N 114 от 02.10.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства по недропользованию: Денисовой Ж.Э. (дов. N ЕК-01-32/7786 от 19.06.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия): не явились, извещены;
рассмотрев 14 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Росгеология"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2017 г.,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2017 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по делу N А40-69632/17-148-381
по заявлению акционерного общества "Росгеология" (ОГРН 1047724014040; 117246, г. Москва, ул. Херсонская, д. 43, корп. 3)
к Федеральному агентству по недропользованию (ОГРН 1047796345805; 123995, г. Москва, ул. Б.Грузинская, 4/6, ГСП-3), Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402052427; 677018, г. Якутск, ул. Аммосова, д. 18)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Росгеология" (далее - АО "Росгеология", общество, заявитель) направило в Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутнедра, ответчик) заявки на получение права пользования недрами по объектам "Поисковые и оценочные работы на россыпные алмазы в бассейне верхнего течения р. Молодо" и "Поисковые и оценочные работы на россыпные алмазы в бассейне верхнего течения р. Уджа".
Данные заявки были поданы обществом в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. N 583 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) (далее - Порядок), которые зарегистрированы Якутнедра 13 января 2017 г.
07 февраля 2017 г. на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра, ответчик) опубликован "Перечень участков недр (ТПИ) по субъектам Российской Федерации, предлагаемых для предоставления в пользование в 2017 году по состоянию на 06 февраля 2017" (далее - Перечень), где указаны участки недр с видом пользования недрами: "геологическое изучение, разведка и добыча" и определено проведение аукционов по включенным участкам.
В указанный перечень вошли участки недр, по которым заявителем поданы указанные заявки.
Пологая, что действия Роснедра по включению указанных в заявках участков недр в Перечень участков недр (ТПИ) по субъектам Российской Федерации, предлагаемых для предоставления в пользование в 2017 году, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, АО "Росгеология" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Росгеология" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, также указано на несоответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство по недропользованию просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв от Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) в суд кассационной инстанции не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Росгеология" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Федерального агентства по недропользованию возражал против ее удовлетворения.
Представитель Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы осуществляют подготовку перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, утверждают такой перечень и условия предоставления участков недр, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 28 сентября 2015 г. N 614 "Об утверждении требований к формированию перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения" (далее - Требования N 614) установлен порядок формирования перечней участков недр, планируемых к предоставлению в пользование для геологического изучения за счет средств недропользователей, а также для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения (поисков, оценки), разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 Требований N 614 включение участка недр в Перечень осуществляется, в том числе, при наличии предложений субъектов предпринимательской деятельности.
Пунктом 2.2 Требований N 614 предусмотрено, что отдел Департамента, Управление по соответствующему субъекту Российской Федерации в пределах своей компетенции по видам полезных ископаемых осуществляет формирование проекта Перечня участков недр по субъекту Российской Федерации раздельно по следующим группам полезных ископаемых: твердые полезные ископаемые; углеводородное сырье, подземные воды, лечебные грязи.
Разделом 3 Требований N 614 установлен порядок внесения изменений и дополнений в утвержденный Перечень участков недр.
В соответствии с пунктом 3.1 Требований N 614 внесение изменений и дополнений в утвержденный перечень участков недр осуществляется в течение всего срока его действия в порядке, установленном в разделе 2 указанного нормативного акта, посредством включения в утвержденный перечень участков недр, по которым принято решение о целесообразности их представления в пользование в период действия Перечня. При этом согласно пункта 2.15 Требований N 614 утвержденный Перечень участков недр действует в течение соответствующего календарного года.
Согласно пункту 3.3 Требований N 614 изменения и дополнения в утвержденный Перечень утверждаются Роснедрами. Изменения и дополнения в утвержденный Перечень вступают в силу с даты их утверждения Роснедрами.
Из абзаца 3 пункта 1 статьи 10.1 Закона о недрах, пункта 1.2 Порядка рассмотрения заявок следует, что основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что действия Федерального агентства по недропользованию по включению спорных участков недр в Перечень участков недр по субъектам Российской Федерации, предлагаемых для предоставления в пользование в 2017 году по состоянию на 06 февраля 2017 г., соответствуют положениям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку само по себе право пользования участком недр для геологического изучения недр возникает после принятия решения Комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр.
Отклоняя довод заявителя о том, что право на получение права пользования участком недр возникает в момент подачи заявки, суды исходили из того, что он противоречит смыслу процедуры предоставления права пользования недрами и не соответствует положения действующего законодательства.
Судами также правомерно указано на то, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено исключение участков недр из Перечня в случае поступления заявок на геологическое изучение недр.
Проект Дополнения к Перечню, в который были включены спорные объекты, был сформирован Якутнедрами 05 октября 2016 г. и направлен в Роснедра для рассмотрения и утверждения в соответствии с требованиями законодательства о недрах.
В течение ноября 2016 года проект Дополнения к Перечню получил необходимые согласования в органах государственной власти, а именно: в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от 25 ноября 2016 г. N 12-44/31953); Департаменте государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (от 03 ноября 2016 г. N СА-04-26/13924); в Министерстве обороны Российской Федерации (от 02 ноября 2016 г. N СА-04-25/13735); в ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского" (от 01 ноября 2016 г. N 04-30/13700, от 29 ноября 2016 г. N 1866/4), в порядке, предусмотренном пунктами 2.8, 2.10, 2.11 Требований N 614.
Судами принято во внимание, что приказом Якутнедра от 10 апреля 2017 г. N 107 "О проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпных алмазов на участке недр верховье р. Уджа в Республике Саха (Якутия)", утверждены порядок и условия проведения указанного аукциона.
Заявитель не подавал заявок на участие в указанном аукционе.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. по делу N А40-69632/17-148-381 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Росгеология" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.