город Москва |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А40-54732/17-144-492 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Преображенской межрайонной прокуратуры ВАО г. Москвы: Аданькиной С.И. (сл. Уд.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Компания "Тендор": Поваляева М.Н. (дов. от 18.12.2017 г.);
рассмотрев 19 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Компания "Тендор"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 июня 2017 г.,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2017 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-54732/17-144-492
по заявлению Преображенской межрайонной прокуратуры Восточного административного округа города Москвы (107061, г. Москва, ул. 9-я Рота, д. 8, корп. 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Тендор" (ИНН 7713013076; 10761, г. Москва, Преображенский вал, 17, стр. 2)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: Преображенской межрайонной прокуратурой Восточного административного округа города Москвы (далее - Прокуратура, заявитель) в связи с заданием Прокуратуры города Москвы 21 марта 2017 г. проведена проверка исполнения соблюдения прав инвалидов на социально-бытовое и медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение со стороны аптечного пункта, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Компания Тендор" (далее - ООО "Компания Тендор", общество), по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Москва, ул. Преображенский вал, д. 17, стр. 2.
ООО "Компания Тендор" в соответствии с лицензией N ЛО-77-02-006938 от 20 августа 2015 г., выданной Департаментом здравоохранения г. Москвы, имеет право на осуществление фармацевтической деятельности.
В ходе проведения проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", а именно:
- измерительные части первого гигрометра психрометрического "ВИТ - 1" размещены в аптеке менее 3-х метров от дверей: на расстоянии 90 сантиметров от одной двери и 190 сантиметров от другой двери; измерительные части второго гигрометра психрометрического "ВИТ - 1" размещены в аптеке менее 3-х метров от дверей: на расстоянии 7 сантиметров от двери.
- лекарственное средство капли назальные "Нафтизин", изготовитель ООО "Славянская аптека", условия хранения: хранить в защищенном от света месте при температуре не выше 25 градусов по Цельсию, хранилось около окна, не обеспечивающим защиту от искусственного освещения и света;
- лекарственное средство "Дицинон" производитель "Лек д. д.", условия хранения: хранить в защищенном от света месте, хранилось в открытой коробке, не обеспечивающей защиту от искусственного освещения и света, реализуется штучными платанами, 6 пластин по 10 таблеток.
- лекарственное средство "Хлоргексидина биглюконат" производитель ООО "ЮжФарм" с условия хранения: хранить в защищенном от света месте, хранилось на открытом стеллаже в незащищенном от света месте.
- лекарственное средство "Пентовит" производитель ЗАО "АЛТАЙВИТАМИНЫ" с условия хранения: хранить в защищенном от света месте хранилось на открытом стеллаже в незащищенном от света месте, хранилось с нарушением условий хранения - 2 пластины по 50 таблеток.
- лекарственное средство "Иодинол" производитель ОАО "САМАРАМЕДПРОМ" с условия хранения: хранить в защищенном от света месте, хранилось на открытом стеллаже в незащищенном от света месте (хранилось с нарушением условий хранения 5 флаконов препарата).
23 марта 2017 г. и.о. заместителя Преображенского межрайонного прокурора г. Москвы вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Компания Тендор" дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Преображенского межрайонного прокурора Восточного административного округа города Москвы в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Компания Тендор" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Компания Тендор" просит об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на наличие исключительных обстоятельств, при установлении которых возможно назначить административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Компания Тендор" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Преображенского межрайонного прокурора ВАО г. Москвы возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании N 1081), пунктом 6 которого предусмотрено, что под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Подпунктом "з" пункта 5 Положения о лицензировании N 1081 предусмотрено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение: лекарственных средств для медицинского применения, - Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Пунктом III. 7 Правил хранения лекарственных средств (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н), предусмотрено, что помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов.
Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5-1,7 м от пола.
Пунктом VI. 24 Правил хранения лекарственных средств (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н) предусмотрено, что лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.
Пунктом VI. 25 Правил установлено, что фармацевтические субстанции, требующие защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах.
Пунктом VI. 26 Правил установлено, что лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.).
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Компания "Тендор" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что судами не была дана оценка представленным в материалы дела документам, подтверждающим критическое имущественное и финансовое положении общества, вследствие произошедшего 04 мая 2017 г. пожара, полагая, что имеются основания для снижения штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Между тем, судами были приняты во внимание представленные доказательства, в связи с чем назначен административный штраф в минимальном размере санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела судами не установлено.
Кассационная инстанция не вправе давать иную оценку собранным по делу доказательствам.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 июня 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2017 г. по делу N А40-54732/17-144-492 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Компания "Тендор" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.