город Москва |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А40-225027/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Плетнева О.Н., доверенность от 08.09.2017;
от заинтересованного лица: Тугушев П.В., доверенность от 30.12.2016;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 19 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 05 июня 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Прижбиловым С.В.,
на постановление от 12 сентября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-225027/16
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: ТУ Росимущества в городе Москве,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 05 июня 2017 года Арбитражный суд города Москвы признал незаконным решение Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) от 16.08.2016 N 77/012/007/2016-1184 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: станция Люблино, соор. 883,1, площадью 45.281 кв.м, с кадастровым номером 77:04:0003010:3307; обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" (далее - общество) путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 45.281 кв.м, с кадастровым номером 77:04:0003010:3307, с адресными ориентирами: станция Люблино, соор. 883,1, о чем в соответствии с частью 6 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сообщить суду.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - ТУ Росимущества в городе Москве, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 17.05.2016 N 77/012/007/2016-1184 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г. Москва, станция Люблино, соор. 883,1, площадью 45.281 кв.м, с кадастровым номером 77:04:0003010:3307.
Решением от 16.08.2016 N 77/012/007/2016-1184 Управлением отказано в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, в связи с невозможностью по имеющимся в Управлении сведениям и документам установить, что земельный участок относится к землям федеральной собственности, поскольку не установлено, что все объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:3307, находятся в федеральной собственности, а также в связи с частичным пересечением зданий с границей данного земельного участка.
Вместе с тем государственным регистратором при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов и принятии оспариваемого решения не учтены фактические обстоятельства и положения законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в действовавшей редакции) (далее - Федеральный закон N 153-ФЗ), землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021007:8 является ранее возникшим правом в силу действовавшего Федерального закона N 153-ФЗ, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2000 N ГКПИ00-1204.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, признание утратившим силу федерального закона, на основании которого возникло право собственности на земельный участок, не является основанием для прекращения этого права собственности.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 153-ФЗ, размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" (далее - Правила N 611).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 611, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
При этом границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Указанные нормы отвода земельных участков установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" (далее - Приказ N 126).
Согласно пунктам 4 - 5 Приказа N 126, при определении ширины полосы отвода учитываются определенные условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия, необходимость создания защиты путей снежных или песчаных заносов, заселенность местности, зона риска дальности "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии). При этом ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине составляющих, определяемых этими условиями и факторами. Кроме того, размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, границы полосы отвода железной дороги определяются на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке нормами проектно-сметной документации с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в г. Москве определены постановлением Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороги и Октябрьской железной дороги в г. Москве", которое представлено в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки полос отвода железных дорог в границах г. Москвы.
Суды обоснованно отметили, что у регистрирующего органа имелись достаточные сведения для вывода о том, что право собственности на земельный участок полосы отвода железной дороги возникло до вступления в силу Закона о государственной регистрации, которое в силу пункта 1 статьи 6 указанного закона признается юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации, ограничены в обороте (могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности) магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
В сообщении о приостановлении государственной регистрации от 17.05.2016 по делу N 77/012/007/2016-1184 указано, что на земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0000000:1921 - Железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Москва, станция Люблино, соор. 883.1 (условный номер 77-77-22/016/2014-106). Указанный путь является магистральной железнодорожной линией.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003010:3307 является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Управление в обоснование своей позиции указывало на невозможность по имеющимся в ЕГРП сведениям, а также представленным документам установить тот факт, что все объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:3307, находятся в федеральной собственности.
Доводы Управления правомерно отклонены судами, поскольку в данном случае подлежит установлению факт наличия в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:3307 объектов, принадлежащих на праве собственности третьим лицам. И только в случае наличия таковых в государственной регистрации права собственности может быть отказано.
Отсутствие в ЕГРП сведений о государственной регистрации прав Российской Федерации на все объекты недвижимости, расположенные в границах указанного земельного участка, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о том, что они принадлежат третьим лицам. Кроме того, наличие на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов недвижимости, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, за исключением зданий, строений, сооружений, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), не является препятствием для государственной регистрации права Российской Федерации в порядке разграничения государственной собственности.
Суды установили, что в представленной Управлением копии дела правоустанавливающих документов не содержатся сведения о том, что в границах земельного участка находятся объекты, принадлежащие на праве собственности г. Москве, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти г. Москвы.
Принимая оспариваемое решение, государственный регистратор основывался на сведениях, предоставленных ГУП "МосгорБТИ" и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о расположении нежилых зданий в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003010:3307, о расположении на земельном участке зданий, техническая инвентаризация которых не производилась, а также по представленным ГУП "МосгорБТИ" сведениям о пересечении указанных в ответе зданий с границей земельного участка полосы отвода.
Вместе с тем, указанные сведения не являются препятствием к государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером от 77:04:0003010:3307.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Согласно статье 5 Закона о кадастре, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета, осуществляющего ведение кадастрового учета на территории г. Москвы, является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве.
Соответственно, ГУП "МосгорБТИ", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не уполномочено предоставлять сведения о наличии пересечений объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы заявителя действиями регистрирующего органа, повлекшими за собой отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, нарушены, поскольку обществом соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
На основании установленных фактических обстоятельств дела, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 года по делу N А40-225027/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Согласно статье 5 Закона о кадастре, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета, осуществляющего ведение кадастрового учета на территории г. Москвы, является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2017 г. N Ф05-19301/17 по делу N А40-225027/2016