город Москва |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А41-108096/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Агро Плюс": Шестакова Н.А. - ген.директора (приказ N 1 от 20.06.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Луховицкого муниципального района Московской области: Лагутина А.А. (дов. N 705 от 02.08.2017 г.), Сугановой Т.В. (дов. N 1738 от 18.12.2017 г.), Локтевой С.А. (дов. N 39 от 04.05.2017 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: Сапрыкина А.В. (дов. N 4 от 09.01.2017 г.);
от третьего лица ОАО "Водоканал Московской области": не явились, извещены;
от третьего лица АО "Мосводоканал": не явились, извещены;
от третьего лица КФХ "Павловская нива": Скрипниченко Д.И. - главы КФХ, Абельчук Ю.В. (дов. от 18.12.2017 г.);
от третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: Рафалюк Г.Н. (дов. N 18Д-43 от 17.07.2017 г.);
от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 19 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, КФХ "Павловская нива"
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2016 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 г.,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-108096/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро Плюс" (ИНН 5072002310; 140500, Московская область, г. Луховицы, ул. Жуковского, д. 20/2, пом. 1)
к Администрации Луховицкого муниципального района Московской области (140517; Московская область, г. Луховицы, ул. Советская, д. 5)
о признании незаконными действий,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; ОАО "Водоканал Московской области"; АО "Мосводоканал"; Крестьянское (фермерское) хозяйство "Павловская нива"; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области; Правительство Московской области,
УСТАНОВИЛ: Луховицкому муниципальному району Московской области принадлежит на праве собственности многоконтурный земельный участок площадью 12 353 897 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им. Ильича", с кадастровым номером 50:35:0000000:12, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (запись о регистрации N 50-50-135/023/2012-098 от 31 августа 2012 г.).
Граница земельного участка установлена в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с Уставом основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Агро Плюс" (далее - ООО "Агро Плюс", общество, заявитель) является разведение крупного рогатого скота.
ООО "Агро Плюс" также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты, оптовая торговля молочными продуктами.
ООО "Агро Плюс" включено в инвестиционную программу по увеличению производства молока на территории Луховицкого муниципального района Московской области на период с 2015 по 2020 гг.
Для реализации данной инвестиционной программы обществу необходим земельный участок для строительства животноводческого комплекса на 600 голов.
Для достижения указанной цели Администрацией Луховицкого муниципального района Московской области обществу были предложены земельные участки, в том числе земельный участок площадью 12 353 801 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им.Ильича", с кадастровым номером 50:35:0000000:12, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, а также сообщено, что данный земельный участок будет выставлен на аукцион на право заключения договора аренды.
25 сентября 2015 г. ООО "Агро-Плюс" обратилось в Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области с просьбой сообщить дату проведения аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 02 октября 2015 г. за N 2551 Администрация Луховицкого муниципального района Московской области (далее - Администрация, ответчик) отказала в проведении аукциона.
В обоснование отказа Администрация указала на то, что проект постановления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 12 353 801 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им.Ильича", с кадастровым номером 50:35:0000000:12, не согласован Градостроительным Советом Московской области, что подтверждается протоколами от 14 июля 2015 г. и 29 сентября 2015 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "Агро Плюс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Луховицкого муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 12 353 801 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им.Ильича", с кадастровым номером 50:35:0000000:12, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, изложенного в письме от 02 октября 2015 г. N 2551, и обязании Администрации Луховицкого муниципального района Московской области принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 12 353 801 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им.Ильича", с кадастровым номером 50:35:0000000:12, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства в течение месяца со дня вступления в силу решения Арбитражного суда Московской области (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, ОАО "Водоканал Московской области", АО "Мосводоканал", Крестьянское (фермерское) хозяйство "Павловская нива", Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области и Крестьянское (фермерское) хозяйство "Павловская нива" просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области и Крестьянского (фермерского) хозяйства "Павловская нива" поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представитель Министерства имущественных отношений Московской области согласился с доводами кассационных жалоб. Представители Администрации Луховицкого муниципального района Московской области и ООО "Агро Плюс" против их удовлетворения возражали.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 2 Закона Московской области от 07 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Предоставление таких земельных участков осуществляется на торгах, но не позднее 1 января 2018 года.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Из статьи 3 Закона Московской области от 18 марта 2015 г. N 27/2015-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Московской области, муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов" следует, что предоставление земельного участка, находящегося муниципальной собственности, в целях реализации масштабного инвестиционного проекта осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области.
В силу статьи 5 данного закона предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующих критериям, установленным настоящим Законом, осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Московской области в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области.
Согласно статье 3 вышеназванного закона масштабные инвестиционные проекты должны соответствовать следующим критериям:
а) реализация масштабного инвестиционного проекта окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие Московской области или отдельных муниципальных образований Московской области;
б) реализация масштабного инвестиционного проекта повлечет увеличение количества рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого он будет реализован;
в) реализация масштабного инвестиционного проекта повлечет увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории муниципального образования, на территории которого он будет реализован.
Перечень случаев, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется без проведения торгов, предусмотрен статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу приведенной нормы договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы ООО "Агро Плюс", поскольку получение права аренды спорного земельного участка должно являться предметом аукциона, проводимого в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Об этом свидетельствует следующее.
Так, 03 сентября 2012 г. в Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Скрипниченко Д.И. поступило заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:12.
12 сентября 2012 г. в газете "Луховицкие вести" N 66 (12510) было размещено информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка.
В ответ на публикацию в Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области обратились юридические лица с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка согласно информационному сообщению.
25 сентября 2012 г. в Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области поступило заявление от ООО "Луховицкий 1", следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:12 подлежал выставлению на торги.
Письмом N 149-01 Исх-2110 от 22 мая 2015 г. Администрация направила в Министерство имущественных отношений Московской области для согласования проект Постановления о проведении аукциона на право заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
Согласно протоколу заседания Градостроительного Совета Московской области от 14 июля 2015 г. N 25 отказано в согласовании проекта постановления Администрации Луховицкого муниципального района Московской области о проведении аукциона на право заключения аренды на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:12.
В обоснование отказа указано, что границы испрашиваемого земельного участка накладываются на зону планируемого развития объектов транспортной и инженерной инфраструктур федерального и регионального значения и береговой полосы водного объекта общего пользования, а также наличия крестьянско-фермерских хозяйств осуществляющих деятельность на земельном участке.
Впоследствии поступили заявки от четырех претендентов на указанный земельный участок, включая ООО "Агро Плюс".
Решением Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области N 136/13 от 30 июля 2015 г. "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им.Ильича" решено:
1. Провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка площадью 12 353 801 кв.м, находящегося в собственности Луховицкого муниципального района Московской области, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им.Ильича", с кадастровым номером 50:35:0000000:12, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
- Установить начальный размер арендной платы за земельный участок в размере 2 433 100 (два миллиона четыреста тридцать три тысячи сто) руб. 01 коп.
2. Поручить администрации Луховицкого муниципального района Московской области:
- осуществить необходимые мероприятия для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 12 353 801 кв.м, находящегося в собственности Луховицкого муниципального района Московской области, расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, СПК "им.Ильича", с кадастровым номером 50:35:0000000:12;
- повторно направить на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проект постановления администрации Луховицкого муниципального района Московской области о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 12 353 801 кв.м, находящегося в собственности Луховицкого муниципального района Московской области.
Во исполнение указанного Решения Совета депутатов, администрация повторно обратилась в Министерство имущественных отношений Московской области за согласованием проекта постановления.
Протоколом заседания Градостроительного Совета Московской области от 29 сентября 2015 г. N 36 по иному основанию, чем в предыдущем протоколе, администрации отказано в согласовании проекта постановления Администрации Луховицкого муниципального района Московской области о проведении аукциона на право заключения аренды на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:12, в связи с информацией Минимущества Московской области о возможном предоставлении данного участка без торгов КФХ "Павловская Нива" в случае распоряжения Губернатора Московской области.
Поскольку Градостроительным советом Московской области дважды не было согласовано постановление о проведении аукциона на право заключения аренды испрашиваемого участка, Администрация отказала заявителю в проведении торгов, указав в отказе причины, отраженные в протоколах Градостроительного совета.
Оценивая причины отказа, проанализировав Положение о Градостроительном совете Московской области, утвержденное Постановлением Правительства Московской области N 180/9 от 18 марта 2013 г., суды пришли к выводу, что у Администрации Луховицкого муниципального района Московской области не было оснований для отказа заявителю в проведении аукциона, со ссылкой на то, что проект постановления о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка не согласован Градостроительным Советом Московской области, указывая на протоколы от 14 июля 2015 г. и 29 сентября 2015 г., поскольку действующим законодательством не установлено, что рассматриваемый случай подлежит передаче на обсуждение Градостроительного Совета Московской области.
Доказательств регистрации права собственности Московской области на испрашиваемый обществом земельный участок, либо доказательство того, что государственная собственность на данный участок не разграничена, не представлено.
Градостроительный совет создан как совещательный орган при Правительстве Московской области, позволяющий во взаимодействии с органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления Московской области, обсудить наиболее важные моменты в сфере земельно-имущественных отношений на территории Московской области для выработки единой позиции по тому или иному вопросу, при этом решение Градостроительного совета носит рекомендательный характер и не может подменять собой решение соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах судами правомерно признана необоснованной ссылка в оспариваемом отказе на отсутствие согласования Градостроительного совета.
Исследовав основания отказов Градостроительного совета Московской области в согласовании постановления администрации о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка, суды указали на отсутствие доказательств вхождения границы испрашиваемого земельного участка в зону планируемого развития объектов транспортной и инженерной инфраструктур федерального и регионального значения.
Относительно наличия береговой полосы водного объекта общего пользования, суды со ссылкой на кадастровый паспорт земельного участка указали на отсутствие каких-либо ограничений и обременений.
Данные о том, что в составе указанного участка имеются земли общего пользования или установлены какие-либо ограничения в его использовании, в кадастровом паспорте отсутствуют.
Также не представлено доказательств наличия в составе спорного земельного участка территорий общего пользования.
В отношении деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств на спорном земельном участке, судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:12 свободен от имущественных прав третьих лиц. Какие-либо договоры аренды на данный участок в ЕГРП никогда не регистрировались.
Судами также принято во внимание, что КФХ Скрипниченко Д.И. (ныне - КФХ "Павловская нива") обрабатывал часть многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:12 (контура N 4-й, 7-й, 15-й), переданного ему в субаренду арендатором ООО "Агропарк Луховицкий", что подтверждается договором субаренды N И:11/12 земельных участков от 10 января 2011 г., сроком на 11 месяцев, до 10 декабря 2011 г.).
В ответ на обращение КФХ Скрипниченко Д.И. в Администрацию Луховицкого муниципального района о предоставлении единого земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:12 в долгосрочную аренду, последней было отказано Скрипниченко Д.И в долгосрочной аренде и вынесено постановление от 19 марта 2013 г. N 616 и постановление от 01 апреля 2013 г. N 725 о предоставлении КФХ Скрипниченко Д.И в аренду сроком на 11 месяцев части земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:12 (контур N 24 площадью 194,9 га) и части земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:12 (контура N 5, 6, 7, 14, 15,16, 20, 23, 26, общей площадью 514,15 га), что подтверждается договором N 1554 от 20 марта 2013 г. аренды земельного участка и договором аренды N 1567 от 05 апреля 2013 г. земельного участка.
После окончания срока аренды в феврале 2014 г. администрация отказала КФХ Скрипниченко Д.И. в пролонгации договора аренды контуров спорного участка.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на дату вынесения протоколов какие-либо крестьянские (фермерские) хозяйства на спорном земельном участке деятельность не вели.
В этой связи судами правомерно отклонены доводы в обоснование причин отказа Градостроительного совета Московской области в согласовании постановления администрации о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным.
В качестве способа устранения нарушения прав заявителя суды обязали Администрацию Луховицкого муниципального района Московской области принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
При этом судами установлено, что на дату принятия решения земельный участок КФХ "Павловская нива" без торгов не предоставлен.
Кроме того, судами установлено, что проект КФХ "Павловская нива" не соответствует критериям масштабного инвестиционного проекта для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Доказательств в подтверждение того, что спорный земельный участок имеет пересечения с землями лесного фонда, суду не было предоставлено.
Таким образом, избранный судами способ устранения нарушенных прав способен восстановить нарушенные права заявителя.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, рассмотрены судом кассационной инстанции, они основаны на неверном толковании материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 г. по делу N А41-108096/15 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, КФХ "Павловская нива" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.