г. Москва |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А40-97852/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Шевченко Е. Е., Кузнецов В. В.
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Щербакова А.М. по доверен. от 11.10.2017,
рассмотрев 20 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Реклайн"
на решение от 05.07.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление от 15.09.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Седовым С.П., Кочешковой М.В., Марковой Т.Т.,
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Красногорск Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Реклайн"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее УВД РФ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Реклайн" (далее заинтересованное лицо) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017, заявленные требования удовлетворены; общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, в виде 500 000 рублей штрафа.
ООО "Реклайн" подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает, что в дело представлены копии разрешительных документов на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Считает недоказанным наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ.
Представитель ООО "Реклайн" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
УВД РФ в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что 20.04.2017 в ходе проведения обследования автомобильных дорог в городском округе Красногорск Московской области в рамках исполнения требования начальника ГУ МВД России Московской области генерал-лейтенанта полиции В.К. Паукова госинспекторами дорожного надзора Управления УВД России по городскому округу Красногорск Московской области выявлено размещение рекламной конструкции на расстоянии 1 метр 20 сантиметров от опоры до края проезжей части автодороги "Путилковское шоссе", д. Путилково, городского округа Красногорск, Московской области, км 2 + 886 (лево) с нарушением ГОСТ Р 52044-2003.
В этот же день инспекция вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении, 19.05.2017 составила в отношении общества протокол об административном правонарушении серии 50 АН N 017434 и 30.05.2017 обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения является установленный Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон) порядок установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ, составляют как установка и (или) эксплуатация без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, так и установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 3 части 4 статьи 5, части 4 статьи 19 Закона следует, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно части 1 статьи 19 Закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу положения части 5 статьи 19 Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Частью 9 статьи 19 Закона предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 4 статьи 19 Закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 5 Закона реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В соответствием с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003.
Требования ГОСТ Р 52044-2003 заменяют требования технического регламента до разработки и принятия последнего в силу части 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании, в связи с чем статья 14.37 КоАП РФ подлежит применению в случаях несоблюдения требований ГОСТ Р 52044-2003.
ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения, в связи с чем он не является техническим регламентом, но поскольку соответствующий технический регламент, предусмотренный Законом о техническом регулировании, не принят, а указанный стандарт направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, охрану жизни и здоровья граждан, его применение, в силу статьи 46 названного Федерального закона, является обязательным.
В силу пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, на разделительных полосах, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах.
В соответствии с п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м в черте населенного пункта (при условиях, что площадь рекламного объявления составляет от 15 до 18 кв. м.)
Данные требования направлены на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, в связи с чем подлежат применению в рассматриваемом случае.
Судами установлено, что в нарушение этих требований общество эксплуатирует указанную рекламную конструкцию с нависающим щитом над проезжей частью, а также в створе пешеходного перехода между дорожными знаками 5.19.1 (5.19.2) "Пешеходный переход".
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения, требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог определяет Административный регламент, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 N 380 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 83 Административного регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности определенных в названном пункте транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе средства наружной рекламы.
В силу пункта 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт.
Согласно пункту 87 Административного регламента, при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 данного регламента, в том числе о возбуждении дела об административном правонарушении, с учетом особенностей, предусмотренных указанным пунктом.
Таким образом, инспекция при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, вправе составить акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 20.04.2017 следует, что на участке автомобильной дороги Путилковское шоссе, д. Путилково, г. о. Красногорск, Московской области, км 2 + 886 (лево), размещена рекламная конструкция на расстоянии 1 метр 20 сантиметров от опоры до края проезжей части автодороги. К указанному акту приложена фототаблица.
Исходя из материалов дела, в том числе фотоснимков размещенной обществом информации на указанных конструкциях, следует, что конструкция носит рекламный характер, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.05.2017 серии 50 АН N 017434, общество установило и эксплуатировало рекламную конструкцию с нарушениями требований пунктов 6.1, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорная рекламная конструкция размещалась и эксплуатировалась на основании договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 25.06.2014 N 2 между ЗАО "XXI век-ТВ" и Администрацией, заключенного по итогам открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Красногорского муниципального района Московской области, согласно протоколу от 25.06.2014.
По договору N Д06/25-02/14 от 25.06.2014 ЗАО "XXI век-ТВ" уступило ООО "Реклайн" все свои права и обязанности по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 25.06.2014 N 2.
Обществу 12.09.2014 выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 217/14-7 - щит отдельно стоящий по адресу: Путилковское шоссе, 0,2 км + 300 м (слева) со сроком действия до 24.06.2019.
При таких обстоятельствах, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждено материалами административного дела, в том числе: разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 12.09.2014 N 217/14-7, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 20.04.2017 с приложением фотоматериалов, договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 25.06.2014 N 2.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не освобождало общество как собственника рекламной конструкции от исполнения требований законодательства о рекламе и требований ГОСТ, и не может освобождать его от административной ответственности за нарушение этих требований в данном случае.
Доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований законодательства, равно как и обстоятельств, препятствующих их соблюдению, общество не предоставило.
Таким образом, в действиях общества усматривается и наличие состава (в том числе вины) вменяемого ему правонарушения.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по делу N А40-97852/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.