г. Москва |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А40-3593/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Воронина Е.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Пермская пригородная компания": извещено, представитель не явился
от Министерства финансов Российской Федерации: Ткаченко Н.Т., доверенность от 25.07.2016
от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: извещено, представитель не явился
рассмотрев 26 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Пермская пригородная компания"
на решение от 12 апреля 2017 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ламоновой Т.А.,
на постановление от 02 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н., Семикиной О.Н.,
по иску акционерного общества "Пермская пригородная компания"
к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пермская пригородная компания" (ныне - акционерное общество "Пермская пригородная компания", пригородная компания) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) с иском о взыскании за счет казны Российской Федерации 3 317 815 руб. убытков.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции пригородная компания заявила отказ от исковых требований к Минтруду России. Отказ принят судом, производство по делу в отношении указанного ответчика прекращено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017, в удовлетворении иска отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе пригородной компании. Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В жалобе указывается на неприменение судом подлежащих применению специальных норм права, в том числе статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", которые прямо предусматривают обязанность государства в полном объеме компенсировать перевозчику понесенные затраты. В соответствии с пунктом 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 (далее - Правила) в отношении льготных категорий граждан финансовое обеспечение расходных обязательств относится к полномочиям Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минфина России возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение и постановление без изменения, полагал их законными. От пригородной компании поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя истца.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Акционерное общество "Пермская пригородная пассажирская компания" (перевозчик) является коммерческой организацией, осуществляющей с 2010 года деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пассажиров в пригородном сообщении на территории ряда субъектов России на основании лицензии серии ППБ N 5905362 от 31.05.2010 года.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 пригородная компания осуществляла организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Пермского края в соответствии с договором от 01.02.2013 N СЭД-44-08-39-2 на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условиях предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов и на территории Удмуртской Республики в соответствии с договором от 18.02.2013 N 87 на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики.
На территории Пермского края перевозка пассажиров в 2013 году осуществлялась по тарифам, утвержденным постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 29.03.2012 N 19 (период действия с 01.07.2012 по 31.01.2013) и от 17.01.2013 N 3 (период действия с 01.02.2013 по 31.01.2014).
На территории Удмуртской Республики перевозка в 2013 году осуществлялась по тарифам, утвержденным постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 22.02.2013 N 2/14.
31.01.2013 между пригородной компанией и Минтрудом России (заказчик) был заключен государственный контракт N 13-К-12-Т-19 на оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Обращаясь в суд с настоящим иском, пригородная компания указывала на то, что фактически в 2013 году обеспечила перевозку 931 270 граждан-получателей социальной услуги на сумму 66 3 221 131 руб. Заказчик оплатил оказанные услуги на сумму 62 903 316 руб. Размер не возмещенных потерь в доходах пригородной компании за 2013 год составил 3 317 815 руб.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд оценил по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и правомерно руководствовался положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ предоставляются льготы по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно статье 4 Федерального закона N 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.
К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила), которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно пункту 12 Правил (в редакции на дату заключения государственного контракта) средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные контракты в соответствии с примерной формой согласно приложению N 2.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежемесячно направляет перевозчикам средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на основании ежегодно заключаемых с ними государственных контрактов путем оплаты представленных ими счетов в размере, равном одной двенадцатой цены государственного контракта, рассчитанной в соответствии с пунктом 24(1) настоящих Правил.
Перевозчик ежемесячно представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации счет на оплату предоставления гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере, равном одной двенадцатой цены государственного контракта, рассчитанной в соответствии с пунктом 24(1) настоящих Правил.
Пунктом 24(1) установлена формула расчета цены государственного контракта. При этом оплата перевозчику по фактическим расходам нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно подпункту 1 пункта 10 контракта N 13-К-12-Т-19 пригородная компания осуществляет перевозку граждан - получателей социальной услуги (категории которых перечислены в приложении N 1 к контракту) без взимания с них платы за проезд в период действия контракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.
Цена контракта с учетом дополнительного соглашения от 04.12.2013 N 2 определена в размере 62 903 316 руб.
Оплата по контракту осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Минтруду России на 2013 год.
Суд установил, что согласованная сторонами цена контракта - 62 903 316 руб. была полностью оплачена перевозчику. Оплата осуществлялась по ежемесячным счетам в соответствии с условиями контракта. Количество поездок каждого гражданина, маршруты следования граждан и дальность их поездок, а также фактическая стоимость их проезда не учитываются при расчетах по контракту.
Таким образом, как установил суд, обязательства перед пригородной компанией были полностью выполнены в объеме, предусмотренном контрактом и в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями. В связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене принятых по делу судебных актов. Выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы фактических обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 апреля 2017 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2017 года по делу N А40-3593/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.