город Москва |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А40-244312/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Максимова М.В., доверенность от 27.11.2017;
от заинтересованных лиц: от ЦТУ ФТС России: Левина Е.А., доверенность от 30.12.2016; от Московской областной таможни: Назаров Д.В., доверенность от 24.07.2017;
рассмотрев 21 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ЦТУ ФТС России
на решение от 10 июля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 26 сентября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-244312/16
по заявлению ООО "Медицинские инженерные решения"
об оспаривании решения и отказа
к ЦТУ ФТС России, Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Медицинские инженерные решения" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ЦТУ ФТС России (далее - Управление) от 22.11.2016 N 10100000/221116/158, а также признании незаконным отказа Московской областной таможни (далее - таможня, таможенный орган) в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, оформленного письмом от 23.11.2016 N 17-20/48766.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2017 дело N А40-31030/17 по заявлению ООО "Медицинские инженерные решения" о признании незаконным отказа Московской областной таможни в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, оформленного письмом от 23.11.2016 N 17-20/48766, объединено с делом N А40-244312/16 для совместного рассмотрения.
Решением от 10 июля 2017 года Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил, а также обязал ЦТУ ФТС России и Московскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав ООО "Медицинские инженерные решения" в установленном законом порядке.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЦТУ ФТС России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2013 году заявителем на Можайском таможенном посту Московской областной таможни оформлен груз по ДТ N 10130142/041213/0008740, ввезенный на территорию Российской Федерации в рамках заключенного с фирмой SIMAD S.r.l. (Италия) контракта от 01.08.2013 N 1 на поставку медицинского оборудования.
Согласно ДТ N 10130142/041213/0008740 товар выпущен 04.12.2013 в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
03.12.2013 заявителем оплачены таможенные платежи на общую сумму 1.250.878,95 руб., что подтверждается платежным поручением от 03.12.2013 N 3 на сумму 258.552,08 руб. (ввозные таможенные пошлины) и платежным поручением от 03.12.2013 N 4 на сумму 992.326,87 руб. (НДС).
После прохождения исследований и испытаний для получения регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и подтверждения соответствия товара было установлено, что медицинское оборудование не прошло испытания на безопасность по причине дефектов, выражающихся в некорректной работе подвижных частей оборудования (не работает механизм передвижения стола пациента). Вследствие данного дефекта реализация медицинского оборудования на внутреннем рынке Российской Федерации невозможна.
По указанной причине заявитель осуществил возврат товара иностранному партнеру (продавцу) в режиме реэкспорта, что подтверждается ДТ N 10130142/300316/0001339. Товар выпущен Можайским таможенным постом Московской областной таможни 31.03.2016.
После вывоза товара в режиме реэкспорта заявитель обращался в таможенный орган с заявлением от 30.06.2016 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (отметка о приеме от 07.07.2016).
Письмом Московской областной таможни от 12.07.2016 N 17-23/28491 заявление с комплектом документов было возвращено без рассмотрения, в связи с тем, что подпись лица, подписавшего заявление, не заверена нотариально. Заявителю разъяснено право повторно обратиться с заявлением о возврате денежных средств не позднее трех лет со дня их уплаты.
Заявитель повторно обратился в таможенный орган с заявлением от 12.08.2016 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (отметка о приеме от 26.08.2016).
Письмом Московской областной таможни от 15.09.2016 N 17-20/38766 заявление было возвращено по причине представления в таможенный орган неполного комплекта документов (отсутствие документов, подтверждающих уплату таможенных платежей), при этом, заявителю было разъяснено его право на повторное обращение.
24.10.2016 в Московскую областную таможню поступило надлежащим образом оформленное заявление о возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин от 19.10.2016.
По результатам рассмотрения указанного заявления Московской областной таможней принято решение N 10130000/151116/Виз-3059/-/3 о возврате денежных средств заявителю в размере 975.445,85 руб. (НДС) и решение N 10130000/151116/Виз-3059/1/ТС/3 о возврате денежных средств заявителю в размере 251.922,02 руб. (таможенные пошлины).
Тем не менее, 22.11.2016 ЦТУ ФТС России принято оспариваемое решение, которым решения Московской областной таможни о возврате денежных средств заявителю были отменены, в связи с тем, что товар был помещен под таможенную процедуру реэкспорта, согласно ДТ N 10130142/300316/0001339, по истечении года с момента выпуска товара для внутреннего потребления.
Не согласившись с принятыми решениями, ООО "Медицинские инженерные решения" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли соблюденными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), реэкспорт является таможенной процедурой, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Как следует из положений статьи 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таким образом, указанными положениями закона закреплено право заявителя на возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
При этом, юридически значимыми обстоятельствами являются факт уплаты таможенных платежей, а также факт вывоза товаров.
Уплата таможенных платежей подтверждена платежным поручением от 03.12.2013 N 3 и платежным поручением от 03.12.2013 N 4.
Вывоз товара в режиме реэкспорта подтвержден ДТ N 10130142/300316/0001339, согласно отметке на которой товар выпущен 31.03.2016.
19.12.2016 заявителем по почте получено письмо Московской областной таможни от 23.11.2016 N 17-20/48766 о направлении информации, согласно которому принятые таможенным органом решения о возврате денежных средств заявителю отменены решением ЦТУ ФТС России от 22.11.2016, в связи с тем, что товар был помещен под таможенную процедуру реэкспорта согласно ДТ N 10130142/300316/0001339 по истечении года с момента выпуска товара для внутреннего потребления.
Таким образом, письмом таможенного органа от 23.11.2016 N 17-20/48766 о направлении информации заявителю фактически отказано в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании, возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
Таким образом, право на возврат таможенных платежей возникло у заявителя на следующей день после выпуска товара в режиме реэкспорта, то есть 01.04.2016.
Заявитель обратился в таможенный орган в установленном законом порядке с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в течение года со дня выпуска товара в режиме реэкспорта.
При этом трехлетний срок с момента уплаты денежных средств заявителем также не пропущен, иных оснований для отказа в возврате таможенных пошлин, налогов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей подтвержден материалами дела и обществом не пропущен установленный частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, таможенным органом не доказано наличие оснований для отказа в возврате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует статьям 89, 90 ТК ТС, статьям 147, 148 Закона о таможенном регулировании и лишает заявителя возможности осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что исходя из установленных фактических обстоятельств дела, основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм у таможенного органа отсутствовали.
Оспариваемый отказ Московской областной таможни в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, оформленный письмом от 23.11.2016 N 17-20/48766, не соответствует статьям 89, 90 ТК ТС, статьям 147, 148 ФЗ Закона о таможенном регулировании, а также нарушает права заявителя, так как фактически лишает заявителя возможности осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
На основании вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решения ЦТУ ФТС России от 22.11.2016 N 10100000/221116/158, а также отказ Московской областной таможни, оформленный письмом от 23.11.2016 N 17-20/48766, нарушают права и законные интересы ООО "Медицинские инженерные решения" на возврат излишне уплаченных сумм НДС.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2017 года по делу N А40-244312/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ЦТУ ФТС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей подтвержден материалами дела и обществом не пропущен установленный частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, таможенным органом не доказано наличие оснований для отказа в возврате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует статьям 89, 90 ТК ТС, статьям 147, 148 Закона о таможенном регулировании и лишает заявителя возможности осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
...
Оспариваемый отказ Московской областной таможни в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, оформленный письмом от 23.11.2016 N 17-20/48766, не соответствует статьям 89, 90 ТК ТС, статьям 147, 148 ФЗ Закона о таможенном регулировании, а также нарушает права заявителя, так как фактически лишает заявителя возможности осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2017 г. N Ф05-19518/17 по делу N А40-244312/2016
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38996/18
28.12.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19518/17
26.09.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39753/17
10.07.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244312/16