Москва |
|
29 декабря 2017 г. |
Дело N А41-32359/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 29.12.2017.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей А.А. Малюшина, Н.О. Хвостовой
при участии в заседании:
от истца - Бураков АВ, дов. от 01.10.2016,
от ответчика - Линенко ГЕ, дов. от 22.12.2017, Рыжова МФ, дов. от 11.09.2017, Огоренкова МВ, дов. от 26.10.2017,
рассмотрев 26 декабря 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-А"
на решение от 05 июля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Р.С. Солдатовым,
на постановление от 14 сентября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями М.В. Игнахиной, Л.Н. Ивановой, Э.С. Миришовым,
по делу N А41-32359/2017,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис-А"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль" (далее - истец, ООО "Теплоцентраль") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис-А" (далее - ответчик, ООО "Жилсервис-А") о взыскании 13 032 630,89 руб. задолженности по договору от 01.05.2016 N 3 за потребленную феврале 2017 года и марте 2017 года тепловую энергию.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017, иск удовлетворен в части взыскания 12 974 090, 42 руб. задолженности, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя, истец ошибочно рассчитал стоимость коммунального ресурса, расчет подлежит осуществлению на основании пункта 42 по формуле пункта 23 приложения N 2 к Правилам N 354, с применением двухкомпонентного тарифа на горячую воду с использованием норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, тепловая энергия ответчиком как самостоятельный коммунальный ресурс не используется.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на жалобу.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в связи со следующим.
Судами обеих инстанций установлено и следует из материалов дела, что 01.05.2016 между ООО "Теплоцентраль" (теплоснабжающая организация) и ООО "Жилсервис-А" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 3, предметом которого являются отношения сторон, связанные со снабжением тепловой энергией объектов абонента.
В соответствии с пунктом 2.2.1 - 2.2.3 договора, в случае отсутствия коллективного прибора учета, количество тепловой энергии на отопление рассчитывается расчетным методом теплоснабжающей организации исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а количество горячей воды рассчитывается исходя из численности населения и нормативов потребления коммунальных услуг.
Количество отпущенной тепловой энергии и горячей воды на 2016 год определены в приложении N 1 и в пункте 2.2 договора.
Согласно пункту 8.2 договора оплата производится до 15 числа месяца следующего за расчетным месяцем.
Во исполнение условий договора в феврале и марте 2017 года ООО "Теплоцентраль" осуществило отпуск тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Жилсервис-А".
Согласно представленному истцом расчету с использованием двухкомпонентного тарифа задолженность ответчика по оплате горячей воды за указанный период составила 13 032 630,89 руб.
Суды установили, что расчет стоимости поставленных ресурсов произведен истцом по тарифам, утвержденным распоряжениями Комитета по тарифам и ценам Московской области, по установленному в таком жилом доме прибору учета (с использованием показаний как объема горячей воды, так и объема тепловой энергии).
Суды удовлетворение иска мотивировали тем, что тарифы на коммунальные ресурсы являются регулируемыми и коммунальный ресурс горячая вода подлежит оплате по двухкомпонентному тарифу.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указали, что поскольку в части домов, в которые истцом поставлялась тепловая энергия, установлены приборы учета, позволяющие определить объем поставленного коммунального ресурса на горячее водоснабжение исходя из двух компонентов: на воду в кубических метрах и на тепловую энергию в гигакалориях (тепловой энергии в составе горячей воды), расчет истца за коммунальный ресурс - горячее водоснабжение является правильным.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов преждевременными, с учетом факта подготовки истцом горячей воды самостоятельно (не ответчиком в индивидуальном тепловом пункте, приборы учета которого позволяют определить затраты на подготовку горячей воды), и поставки в многоквартирный жилой дом готового ресурса - горячая вода.
Спор касается применения при определении стоимости горячей воды, поставляемой только в дома без индивидуальных тепловых пунктов, в которых установлены общедомовые приборы учета горячей воды с показаниями тепловой энергии, норматива объема тепловой энергии, затрачиваемого на подогрев 1 куб. м холодной воды до требуемой температуры отпуска горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Ответчик полагает, что для расчетов должна применяться методика по формуле 23 в соответствии с пунктом 26 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку второй компонент тарифа - тепловая энергия для подогрева холодной воды предусматривает использование норматива тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды.
Истец не использует при определении стоимости горячей воды норматив на подогрев, учитывая весь объем тепловой энергии по прибору учета на горячую воду.
Правоотношения по горячему водоснабжению в закрытой системе регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 6 статьи 13 указанного Федерального закона оплата горячей воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение).
Правоотношения по горячему водоснабжению в открытой системе регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (части 2, 4, 8 указанной статьи).
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом (статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в отношении определения объема и стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование жилищным законодательством, имеющим в силу статей 5, 8 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении, поскольку нормативные акты, регулирующие правоотношения в жилищной сфере, должны соответствовать Жилищному кодексу Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 2 пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
По условиям договора ответчик является абонентом, потребителями являются собственники и иные лица, на законном основании владеющие и/или пользующиеся помещениями в многоквартирном доме.
Из условий договора следует, что горячая вода поставлялась истцом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса ответчику (как исполнителю коммунальных услуг перед собственниками) в целях оказания проживающим в жилом доме гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Формула 23 изложена в пункте 26 раздела VII "Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду" приложения 2 к Правилам N 354.
Согласно пункту 26 приложения 2 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, в которую входят:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении;
- компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении (1-я составляющая), и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Суды не учли, что исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования абзаца 2 пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорных отношениях по ресурсоснабжению, управляющая организация должна оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам с учетом затрат на содержание общего имущества дома.
Судами не приведены законные основания для возложения на управляющую организацию оплаты коммунальных ресурсов в большем объеме.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В субъекте Московской области разъяснения по вопросам расчетов по коммунальным услугам дает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, которые также следует учитывать при рассмотрении споров данной категории.
В связи с многочисленными обращениями ресурсоснабжающих и управляющих организаций Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области были даны разъяснения по вопросу расчетов за горячую воду в случае установления двухкомпонентных тарифов. Данный орган обладает полномочиями на дачу таких разъяснений.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов являются преждевременными, судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем, и в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить надлежащий порядок определения стоимости поставляемой истцом горячей воды с учетом конкретных обстоятельств изготовления и поставки коммунального ресурса, определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, на основе оценки в соответствии с требованиями закона относимых, допустимых, достоверных доказательств установить имеющие значение для дела обстоятельства, исходя из которых принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 года по делу N А41-32359/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.