• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 января 2018 г. N Ф05-16258/17 по делу N А40-206827/2016

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" было утверждено Положение о префектуре административного округа города Москвы. Согласно п. 1.1 Положения, префектура административного округа города Москвы (далее - префектура) - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы. В соответствии с п. 2.3 и п. 2.3.5 Положения, префектура в сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки. В соответствии с п. 7.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП, префектура административного округа Москвы обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги" соответствующего административного округа города Москвы снос самовольной постройки.

В связи с этим в целях выполнения постановления Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП, в рамках предоставленных постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП полномочий, префектурой САО г. Москвы принято распоряжение от 25.12.2015 N 883 "О мерах по выполнению постановления Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП". Данным распоряжением полномочия по сносу самовольных построек, расположенных на территории Северного административного округа города Москвы и указанных в постановлении Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП, в том числе вывоза с земельного участка соответствующего имущества на специализированную площадку, были переданы Государственному бюджетному учреждению "Автомобильные дороги САО".

Таким образом, во исполнение постановления Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП земельный участок по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 54 стр. Г был освобожден от спорного объекта, что подтверждается актом о сносе самовольной постройки от 12.02.2016 N 9093947, составленным Управлением контроля за объектами недвижимости по САО города Москвы.

Кроме того, в пунктах 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством. Причем размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Так, согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для взыскания убытков истцом должна быть доказана вина причинителя вреда, размер убытков и причинно-следственная связь между неправомерными действиями ответчика и причиненным ущербом. Отсутствие доказательства хотя бы одного из указанных оснований не дает права требовать возмещения убытков. Кроме того, истцом должно быть доказано, что им принимались меры для предотвращения убытков и уменьшения их размера. С учетом вышеизложенного, является правомерным вывод суда в обжалуемых актах о том, что поскольку истцом не было представлено доказательств вины ответчика в неправомерности действий по сносу самовольной постройки, то в заявленном иске было обоснованно отказано, с чем согласна в настоящее время и судебная коллегия."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 января 2018 г. N Ф05-16258/17 по делу N А40-206827/2016