г. Москва |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А40-71200/17-79-637 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Управления Роспотребнадзора по г. Москве: Аветисова Ф.Г. (дов. от 10.01.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) АО "ТД "Перекресток": не явились, извещены;
рассмотрев 11 января 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по г. Москве
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-71200/17-79-637
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в Западном административном округе города Москвы (121309, г. Москва, ул. Б. Филевская, д. 33)
к акционерному обществу "Торговый дом "Перекресток" (ОГРН 1027700034493; 109029, г. Москва, ул. Калитниковская ср. д. 28, стр. 4)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: 07 декабря 2016 г. на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Западном административном округе города Москвы (далее - Управление Роспотребнадзора по г. Москве, административный орган) от 29 ноября 2016 г. N 02-27-00743 была проведена внеплановая проверка магазина, расположенного по адресу: г. Москва, Боровское шоссе, д. 43, корп. 1, принадлежащего акционерному обществу "Торговый дом "Перекресток" (далее - АО "ТД "Перекресток", общество).
В ходе проведения проверки административным органом установлено повторное нарушение обществом требований Технического регламента реализации продуктов питания, а именно: 07 декабря 2016 г. в продаже находилась продукция с истекшим сроком годности - филе-кусок форели слабосоленой торговой марки "Санта Бремор" в количестве 3 упаковок со сроком годности до 06 декабря 2016 г. и 1 упаковка филе-кусок форели слабосоленой, торговой марки "Санта Бремор", сроком годности до 19 ноября 2016 г.
На основании полученных данных 05 апреля 2017 г. в отношении АО "ТД "Перекресток" был составлен протокол об административном правонарушении N 743/1зпп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "ТД "Перекресток" к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 г. АО "ТД "Перекресток" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управления Роспотребнадзора по г. Москве просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку в данном случае выявлено нарушение требований Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель АО "ТД "Перекресток" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного органа, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неверной квалификации действий общества по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, полагая, что рассматриваемом случае квалификация инкриминируемых обществу действий подлежит по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, рыба (код ТН ВЭД 0302), отнесены к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), и, следовательно, действия по реализации и хранению рыбной продукции в рассматриваемом случае не могут образовывать объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 (равно как и частью 3) статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, в связи со следующим.
Частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно примечанию к указанной статье под продуктами животноводства в частях 1 и 2 следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ, заключается в нарушении ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Субъектами административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
Как установлено судами, в ходе проведения проверки административным органом установлено нарушение обществом требований частей 7, 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", в связи с реализацией продукции с истекшим сроком годности - филе-кусок форели слабосоленой торговой марки "Санта Бремор" в количестве 3 упаковок со сроком годности до 06 декабря 2016 г. и 1 упаковка филе-кусок форели слабосоленой, торговой марки "Санта Бремор", сроком годности до 19 ноября 2016 г.
Согласно части 7 статьи 17 указанного Технического регламента при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу части 12 названной статьи при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Действия, связанные с нарушением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения (часть 3 статьи 14.43 КоАП РФ).
Принимая во внимание, что административным органом не указывалось на нарушение обществом ветеринарно-санитарных правил либо правил хранения или реализации продуктов животноводства, соблюдение норм ветеринарного законодательства не являлось предметом проверки, суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для переквалификации действий общества на часть 1 статьи 10.8 КоАП РФ и отмены решения суда первой инстанции.
Установив, что АО "ТД "Перекресток" ранее привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ (решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2016 г. по делу N А40-79147/16-148-484), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вина АО "ТД "Перекресток" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, в отношении АО "ТД "Перекресток" составлен полномочным на то лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При изложенных обстоятельствах постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 г. - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. по делу N А40-71200/17-79-637 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 г. по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.