город Москва |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А40-54879/17-148-292 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "БИЗНЕСФИНАНС": Толстопят В.А. (дов. N 3 от 08.06.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Брянской таможни: Рыбаковой К.А. (дов. N 81-29/179 от 25.12.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального таможенного управления: Жолобовой М.Г. (дов. N 06-62/141 от 07.11.2017 г.);
рассмотрев 10 января 2018 г. в судебном заседании кассационные жалобы Брянской таможни, Центрального таможенного управления
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2017 г.,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-54879/17-148-292
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСФИНАНС" (111020; г. Москва, ул. Ухтомская, д. 11)
к Брянской таможне (241050; г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 41), Центральному таможенному управлению (107140, г. Москва, Комсомольская площадь, д. 41)
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСФИНАНС" (далее - ООО "БИЗНЕСФИНАНС", общество, заявитель, декларант) представило в ОТО и ТК N 2 Брянского таможенного поста Брянской таможни декларации N10102032/060616/0005895, N 10102032/210616/0006451, N 10102032/270616/0006668, 10102032/180716/ 0007466, N 10102032/280416/0007866, N 10102032/090816/0008317, N 10102032/090816/0008318, N 10102032/220816/0008782, N 10102032/220816/ 0008783, 10102032/220816/0008786, 10102032/220816/0008812, 10102032/260816/0008955 и N 10102032/290816/0009028 на товары широкого потребления.
Таможенная стоимость товара, задекларированного заявителем, была определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При декларировании ввозимого товара по вышеуказанным ДТ обществом были представлены документы, представление которых вместе с декларацией на товары является обязательным и перечень которых приведен в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в том числе и документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости по Перечню, приведенному в Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
По требованию таможенного органа обществом был внесен на счет таможни денежный залог.
По результатам проведенной проверки Брянская таможня и Брянский таможенный пост приняли решения о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом по ДТ N 10102032/060616/0005895 от 18 августа 2016 г., N 10102032/210616/0006451, N 10102032/270616/0006668, 10102032/180716/0007466 от 12 октября 2016 г., N 10102032/280416/0007866 от 12 октября 2016 г., N 10102032/090816/0008317 от 14 октября 2016 г., N 10102032/090816/0008318 от 10 октября 2016 г., N 10102032/220816/0008782 от 18 ноября 2016 г., N 10102032/220816/0008783 от 15 ноября 2016 г., 10102032/220816/0008786 от 19 ноября 2016 г., 10102032/220816/0008812 от 15 ноября 2016 г., 10102032/260816/0008955 от 18 ноября 2016 г. и N 10102032/290816/0009028 от 15 ноября 2016 г., и доначислены к уплате таможенные платежи.
Посчитав указанные решения таможенных органов незаконными и необоснованными, ООО "БИЗНЕСФИНАНС" обратилось с жалобой в Центральное таможенное управление.
Решением Центрального таможенного управления от 27 декабря 2016 г. N 83-14/472 по жалобе общества на решения Брянской таможни по корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10102032/220816/0008782, N 10102032/220816/0008786, N 10102032/260816/0008955 были признаны правомерными.
Считая свои права нарушенными, ООО "БИЗНЕСФИНАНС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Брянской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10102032/220816/0008782 от 18 ноября 2016 г., 10102032/220816/0008786 от 19 ноября 2016 г., 10102032/260816/0008955 от 18 ноября 2016 г., Брянского таможенного поста Брянской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10102032/060616/0005895 от 18 августа 2016 г., 10102032/210616/0006451, 10102032/270616/0006668, 10102032/180716/0007466 от 12 октября 2016 г., 10102032/280416/0007866 от 12 октября 2016 г., 10102032/090816/0008317 от 14 октября 2016 г., 10102032/090816/0008318 от 10 октября 2016 г., 10102032/220816/0008783 от 15 ноября 2016 г., 10102032/220816/0008812 от 15 ноября 2016 г., 10102032/290816/0009028 от 15 ноября 2016 г. и о признании недействительным решения Центрального таможенного управления N 83-14/472 от 27 декабря 2016 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Брянская таможня и Центральное таможенное управление просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также нормы процессуального права, указывая на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "БИЗНЕСФИНАНС" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представители Брянской таможни и Центрального таможенного управления поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представитель ООО "БИЗНЕСФИНАНС" против их удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно пункту 2 названной статьи декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов
В силу пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Из пункта 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пунктом 1 названной статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза.
Статьей 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза регламентирована система определения таможенной стоимости товаров.
На основании пункта 1 данной статьи основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, применяемыми последовательно. При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом (таможенным представителем), с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и декларант (таможенный представитель) могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства - члена Таможенного союза о коммерческой тайне.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза).
В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; 2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза).
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (приложение N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в принятии заявленной стоимости, поскольку общество представило все необходимые документы, подтверждающие применение первого метода определения таможенной стоимости ввозимого товара, а доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений о цене сделки либо наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости и не возможности применения первого метода при определении таможенной стоимости ввезенного товара, таможенным органом не представлены.
При этом суды указали, что различие цены сделки с ввозимыми товарами с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа и не относящейся непосредственно к совершенной внешнеторговой сделке само по себе не может являться основанием для отказа в применении основного метода определения таможенной стоимости товаров, а также не является доказательством недостоверности сведений о цене сделки, либо наличия условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Брянская таможня приводит довод о том, что заявителем пропущен процессуальный срок на обжалование решений таможенного органа, предусмотренный часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку, как установлено судами, доказательств получения заявителем оспариваемых решений суду представлено не было.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 г. по делу N А40-54879/17-148-292 оставить без изменения, кассационные жалобы Брянской таможни, Центрального таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.