г. Москва |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А41-830/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей: Кузнецова В.В., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "РЖД" - Закиров Т.И., доверенность от 8 сентября 2017 года ;
от заинтересованного лица: Управления Росреестра по Московской области -Поздеева Ю.С., доверенность от 29 декабря 2017 года,
рассмотрев 10 января 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 апреля 2017 года,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 14 августа 2017 года,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А,, Шевченко Е.Е.,
по заявлению ОАО "РЖД"
к Управлению Росреестра по Московской области
третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области (далее заинтересованное лицо) от 12 октября 2016 года N 50-50/001-50/001/002/2016-41 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151531; об обязании Управления Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации спроный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2017 года, оставленным в силе Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель жалобы считает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151531, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:216, является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является в том числе наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
ТУ Росимущества в Московской области в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Судами установлено, что ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151531, площадью 172 346 кв.м.
Сообщением от 09 сентября 2016 года N 50-50/001-50/001/002/2016-41 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственной регистрации, со ссылкой на то, что на регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:216, из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151531, а также не представлены документы, подтверждающие, что спорный земельный участок занят объектами федерального железнодорожного транспорта.
Управление Росреестра по Московской области сообщением от 12 октября 2016 года N 50-50/001-50/001/002/2016-41 известило заявителя об отказе в осуществлении государственной регистрации в связи с не устранением причин, послуживших основанием для ее приостановления.
Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены действующим на момент вынесения оспариваемого решения законодательством - статьей 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Фдеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Полагая вышеназванный отказ не соответствующим закону, ОАО "РЖД" обратилось с настоящим заявлением в суд о признании данного отказа недействительным.
Судами установлено, что в заявлении о государственной регистрации в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок, был указан Федеральный закон от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
В соответствии с абз. 3 пункта 3 статьи 4 указанного Закона земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151531 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:216.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие право собственности Российской Федерации (правоустанавливающие документы, кадастровый паспорт) на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:216.
Между тем, в дело представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:151531 от 22 июня 2015 года N МО-15/ЗВ-1139263, в котором указан предыдущий его номер - 50:23:0000000:216, разрешенное использование: для полосы отвода ж. д. линии Москва-Рязань.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ (в действовавшей редакции) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
ОАО "РЖД" при рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций указало, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151531 является ранее возникшим правом, в силу действовавшего Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", ссылаясь при этом на кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:151531, в котором указан предыдущий его номер - 50:23:0000000:216 и разрешенное использование: для полосы отвода ж. д. линии Москва-Рязань.
Однако суды не исследовали и не оценили данные доводы ОАО "РЖД".
Отказывая в удовлетворении заявления по настоящему делу, суды также исходили из того, что доказательства, подтверждающие, что на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0000000:151531 расположены объекты железнодорожного транспорта, не представлены.
Между тем, не получили должной оценки доводы ОАО РЖД относительно представления в регистрирующий орган свидетельства о государственной регистрации права ОАО "РЖД" на производственно-технологический комплекс Голутвинской дистанции пути от 20 мая 2008 года 50-НВ N 409963 (запись о регистрации N50-01/00-30/2003-140), в состав которого входит объект - магистральные железнодорожные пути, ограниченные в обороте на основании абзацев 2, 9 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Суд при принятии обжалуемых судебных актов данные доводы не приняли во внимание, вопреки требованиям статьям 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценка доказательствам и доводам, приведенным в обоснование заявленных требований, не дана.
Судебная коллегия полагает необоснованным вывод судов о том, что оспариваемый отказ в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок не нарушает прав и законных интересов ОАО "РЖД", поскольку ОАО "Российские железные дороги", в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составляет 100 процентов, последний является правообладателем объектов, расположенных на указанном земельном участке.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2017 года по делу N А41-830/17 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.