г. Москва |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А41-39505/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 17.01.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "ЗАТОНСКОЕ" - Савиновой Н.В. (представителя по доверенности от 22.05.2017);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от администрации городского округа Красногорск Московской области - извещена, представитель не явился;
рассмотрев 11.01.2018 в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 15.09.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 01.11.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "ЗАТОНСКОЕ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании недействительным предписания,
третье лицо: администрация городского округа Красногорск Московской области
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ЗАТОНСКОЕ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании незаконным предписания Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) от 23.03.2017 N 11-153-Ю-2017/29.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Московской области от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Управление и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил приобщить к материалам дела данный отзыв с приложением доказательств направления.
Отзыв с этими документами приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей управления и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что заявителю на праве аренды на основании договора аренды земельных участков, образованных в результате перераспределения, от 22.12.2011 N 765 (далее - Договор), заключенного между администрацией и обществом, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:582 площадью 19 645 кв. м.
Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: "для строительства и эксплуатации линейных объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, для обустройства парка отдыха".
В период с 09.03.2017 по 23.03.2017 управлением проводилась проверка в отношении соблюдения требований земельного законодательства обществом, в результате которой был составлен акт проверки от 23.03.2017 N 153-Ю-2017.
В акте управление записало, что земельный участок не огорожен, доступ на участок свободный, на земельном участке произрастает древесно-кустарниковая растительность, признаков освоения земельного участка, а именно линейных объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ и парка отдыха на земельном участке не обнаружено, что свидетельствует о признаках нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в не использовании земельного участка, предназначенного для строительства в указанных целях, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использования по целевому назначению".
Исходя из этого управление составило предписание от 23.03.2017 N 11/153-Ю-2017/29, указав в нем на необходимость устранить упомянутые нарушения в срок до 22.09.2017 путем приведения и использовании земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:582 в соответствии со сведениями содержащимися в правоустанавливающих документах в части вида разрешенного использования земельного участка.
Не согласившись с управлением, общество оспорило данное предписание в судебном порядке.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 45, статьи 46 Земельного кодекса следует, что аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что действующее законодательство разделяет два понятия "освоение земельного участка" и "использование земельного участка по целевому назначению". При этом под "освоением земельного участка" понимается подготовительный этап, предшествующий началу использования земельного участка.
Как правильно указали суды, рассматриваемый земельный участок предоставлялся под строительство и эксплуатацию линейных объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, для обустройства парка отдыха - это обязательный этап, связанный с подготовкой к строительству, то есть подготовкой всей необходимой документации, без которой осуществить строительство не предоставляется возможным, в том числе проекта планировки территории (статья 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), градостроительного плана земельного участка (статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации), получения разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и т.д.
Из материалов дела следует, что по договору в аренду обществу предоставлено 58 земельных участков в целях строительства (размещения) жилого микрорайона с многофункциональным спортивным комплексом на земельных участках площадью 80 га, расположенных западнее г. Красногорска, Московской области, сроком на 49 лет. Непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010104:582 общество должно разместить линейные объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ и произвести обустройство парка отдыха.
Строительство жилого микрорайона осуществляется на основании инвестиционного контракта на комплексную застройку жилого микрорайона с многофункциональным спортивным комплексом вблизи деревни Анино Красногорского района Московской области (далее - контракт), заключенного между Министерством строительного комплекса Московской области, администрацией Красногорского района Московской области и обществом. В соответствии с пунктом 2.1 контракта его предметом является реализация инвестиционного проекта в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 17.10.2003 N 615/39 "О комплексной застройке жилого микрорайона с многофункциональным спортивным комплексом, вблизи деревни Анино Красногорского района Московской области" на земельном участке расположенном западнее г. Красногорска (с севера Волоколамского шоссе), общей площадью ориентировочно 80 гектаров согласно проекту границ земельного участка, прилагаемого к контракту.
Пунктом 2.3 контракта предусмотрена дата окончания ввода инвестиционных объектов в эксплуатацию - 2010 год.
Статьей 4 Контракта предусматривалось три этапа строительства с указанием работ, которые должны быть проведены на соответствующем этапе.
В дальнейшем неоднократно заключались дополнительные соглашения к контракту, изменяющие сроки строительства, вносились изменения в очередность строительства.
Так, 07.07.2011 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 4 к контракту, которым предусматривались следующие очереди строительства:
1-я очередь строительства в составе: Десятисекционный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения - жилое здание N 9 согласно Проекту планировки и проекту межевания территории жилого микрорайона с многофункциональным спортивным комплексом вблизи ул. Аннинская г. Красногорске Московской области (далее - Проект планировки): двухуровневая автостоянка во внутридворовом пространстве жилого здания N 9 согласно Проекту планировки: здание школы начальных классов (на 300 человек) - здание N 24 согласно Проекту планировки: здание дошкольного образовательного учреждения (на 240 человек) - здание N 23 согласно Проекту планировки; здание котельной - здание N 36 согласно Проекту планировки; здание административно-бытового корпуса - здание N 49 согласно Проекту планировки; внутриплощадочные и внеплощадочные магистральные сети инженерного обеспечения (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации), а также инженерные сооружения в объеме, необходимом для функционирования объектов первой очереди строительства. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов первой очереди строительства - не позднее II квартала 2012 года.
2-ая очередь строительства в составе:
1-й пусковой комплекс: жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения -жилые здания N 7, N 8, N 12 и N 13 согласно Проекту планировки; помещение N VII-1 опорного пункта охраны порядка в жилом здании N 12 согласно Проекту планировки; помещение N VII-3 отделения банка в жилом здании N 13 согласно Проекту планировки; внутриплощадочные и внеплощадочные магистральные сети инженерного обеспечения (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации), а также инженерные сооружения в объеме, необходимом для функционирования объектов второй очереди строительства.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов 1-го пускового комплекса второй очереди строительства - не позднее II квартала 2013 года.
2-й пусковой комплекс; жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения - жилые здания N 10 и N 11 согласно Проекту планировки; здание общеобразовательного учреждения -здание N 26 согласно Проекту планировки: помещение N 25 дошкольного образовательного учреждения в жилом здании N 10 согласно Проекту планировки; помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 11 согласно Проекту планировки; помещение N VII-4 отделения связи в жилом здании N 11 согласно Проекту планировки.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов 2-го пускового комплекса второй очереди строительства - не позднее III квартала 2014 года.
3-я очередь строительства в составе:
1-й пусковой комплекс: жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения -жилые здания N 4, N 5 и N 6 согласно Проекту планировки; здание автоцентра - здание N31 согласно Проекту планировки; помещение N II-1 раздаточного пункта молочной кухни в жилом здании N" 5 согласно Проекту планировки; помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 4 согласно Проекту планировки; помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 5 согласно Проекту планировки; помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 6 согласно Проекту планировки; помещение N III-1 художественной школы в жилом здании N 6 согласно Проекту планировки; внутриплощадочные и внеплощадочные магистральные сети инженерного обеспечения (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации), а также инженерные сооружения в объеме, необходимом для функционирования объектов третьей очереди строительства.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов 1-го пускового комплекса третьей очереди строительства - не позднее II квартала 2015 года.
2-й пусковой комплекс: жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения -жилые здания N 1, N 2 и N 3 согласно Проекту планировки; помещение N 21 дошкольного образовательного учреждения в жилом здании N 1 согласно Проекту планировки; помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 2 согласно Проекту планировки.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов 2-го пускового комплекса третьей очереди строительства - не позднее IV квартала 2015 года.
4-я очередь строительства в составе:
Жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения - жилые здания N 14. N 15 и N 16 согласно Проекту планировки; помещение N II-1 раздаточного пункта молочной кухни в жилом здании N 14 согласно Проекту планировки: помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 14 согласно Проекту планировки; помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 15 согласно Проекту планировки; помещение N II-6 аптеки в жилом здании N 15 согласно Проекту планировки; помещение N VII-2 ДЭЗ в жилом здании N 16 согласно Проекту планировки; помещение N VII-5 юридической консультации в жилом здании N 16 согласно Проекту планировки; помещение N VII-6 нотариальной конторы в жилом здании N 16 согласно Проекту планировки; здание специализированного внешкольного учреждения - здание N 33 согласно Проекту планировки, включающее: помещение N III-2 музыкальной школы; помещение N III-3 массовой библиотеки: помещение N III учреждения клубного типа: здание торгово-офисного центра здание N 34 согласно Проекту планировки, включающее: помещения N V-1 магазинов продовольственных товаров, помещения N V-2 магазинов непродовольственных товаров; помещения N VI-1 предприятий бытового обслуживания; помещение N VI-2 химчистки самообслуживания; помещение N VI-3 гостиницы; здание блока начальных классов - здание N 27 согласно Проекту планировки: здание дошкольного образовательного учреждения - здание N 28 согласно Проекту планировки: здание медицинского центра - здание N 32 согласно Проекту планировки; внутриплощадочные и внеплощадочные магистральные сети инженерного обеспечения (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации), а также инженерные сооружения в объеме, необходимом для функционирования объектов четвертой очереди строительства.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов четвертой очереди строительства - не позднее III квартала 2018 года 5-я очередь строительства в составе:
Жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения - жилое здание N 17 согласно Проекту планировки: помещение N 22 семейного детского сада в жилом здании N 17 согласно Проекту планировки; здание многофункционального спортивного комплекса - здание N 35 согласно Проекту планировки; внутриплощадочные и внеплощадочные магистральные сети инженерного обеспечения (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации), а также инженерные сооружения в объеме, необходимом для функционирования объектов пятой очереди строительства.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов пятой очереди строительства - не позднее II квартала 2019 года.
6-я очередь строительства в составе:
Жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения - жилые здания N 18, N 19 и N 20 согласно Проекту планировки; здание общеобразовательного учреждения - здание N 29 согласно Проекту планировки; помещение N 30 дошкольного образовательного учреждения в жилом здании N 18 согласно Проекту планировки; внутриплощадочные и внеплощадочные магистральные сети инженерного обеспечения (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации), а также инженерные сооружения в объеме, необходимом для функционирования объектов шестой очереди строительства.
Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию объектов шестой очереди строительства - не позднее III квартала 2020 года.
Пунктом 1.3 Дополнительного соглашения N 4 предусмотрено, что состав очередей строительства, указанный в п. 2.4 Контракта, сформирован на основании Проекта планировки и проекта межевания территории жилого микрорайона с многофункциональным спортивным комплексом вблизи ул. Аннинская г. Красногорска Московской области, утвержденного постановлением Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области 01.02.2011 г за N 65. В случае внесения изменений в указанный Проект планировки и проект межевания территории в части содержащихся в нем технико-экономических показателей инвестиционных объектов, а также влекущих изменение состава инвестиционных объектов, Стороны вносят соответствующие изменения в п. 2.4 Контракта.
Суды установили, что в соответствии с представленными в материалы дела документами, в том числе утвержденной проектной документацией "Благоустройство спортивно-рекреационной зоны вдоль реки Банька" размещение линейных объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ и парка отдыха на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010104:582 относится к объектам 4-ой и 5-ой очередей строительства.
В дальнейшем в контракт неоднократно вновь вносились изменения, касающиеся увеличения сроков реализации очередей строительства.
Дополнительным соглашением от 01.12.2015 года N 10 к контракту срок 5-ой очереди строительства был изменен на I-ый квартал 2019 года.
Суды установили, что ни в договоре аренды, ни в контракте не указано, с какого момента должно начаться использование того или иного земельного участка в рамках выполнения работ (мероприятий), предусмотренных конкретной очередью строительства. Упомянутыми соглашениями предусматриваются лишь конечные сроки реализации проекта по каждой из очередей строительства. В настоящее время общество в рамках договора аренды земельных участков и контракта осуществляет реализацию инвестиционного проекта по комплексной застройке жилого микрорайона с многофункциональным спортивным комплексом, вблизи деревни Анино Красногорского района Московской области, на основании разрешения на строительство от 07.12.2012 N RU50505102-296 сроком действия до 31.12.2019.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в настоящее время общество осуществляет реализацию инвестиционного проекта на земельных участках ориентировочной площадью 80 га, учитывая, что строительство объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ и организация парка отдыха на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010104:582 должна быть реализована в срок не позднее I квартала 2019 года, а срок договора аренды не истек, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку доказательств несвоевременного начала использования земельного участка заинтересованным лицом в суд не представлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в процессе рассмотрения спора. Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов, их необоснованность отражена в оспариваемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов. Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии с главой 35 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 по делу N А41-39505/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.