город Москва |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А40-48730/17-149-473 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП "НПО "Техномаш": Воробьева А.В. (дов. N 141 от 19.12.2017 г.), Силантьевой Е.С. (дов. N 145 от 28.12.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московского УФАС России: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "ОМА-сервис ЛТД": не явились, извещены;
рассмотрев 11 января 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "НПО "Техномаш"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2017 г.,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-48730/17-149-473
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение "Техномаш" (ОГРН 1037739453982; 127018, г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (ОГРН 1037706061150; 107078, г. Москва, Мясницкий проезд, д. 4, стр. 1)
о признании незаконным решения и предписания,
третье лицо: ООО "ОМА-сервис ЛТД",
УСТАНОВИЛ: правоотношения между Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-производственное объединение "Техномаш" (далее - ФГУП "НПО "Техномаш", общество, заявитель) и обществом с ограниченной ответственностью "ОМА-сервис ЛТД" (далее - ООО "ОМА-сервис ЛТД", третье лицо) урегулированы договором возмездного оказания услуг от 24 марта 2008 г. N 3016-08, предметом которого является оказание эксплуатационных, административно-хозяйственных и других услуг и их оплата, а равно оплата потребляемой заказчиком (ООО "ОМА-сервис ЛТД") электрической и тепловой энергии, доставленной в помещения заказчика, а также воды (далее - договор).
Стоимость эксплуатационных, административно-хозяйственных и других услуг ежемесячно составила 64 655,60 руб.
03 июля 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган, ответчик) за вх. N 23407 поступила жалоба ООО "ОМА-сервис ЛТД" на действия ФГУП "НПО "Техномаш", связанные с нарушением порядка ценообразования на коммунальные услуги в помещениях, расположенных по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, стр. 1.
Решением Московского УФАС России от 30 декабря 2016 г. по делу N 1-10-607/77-16 в действиях заявителя выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению в географических границах соответствующей присоединенной сети путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению и вынесено предписание, которым на заявителя возложена обязанность прекратить вмененное нарушение антимонопольного законодательства; в случае оказания соответствующих услуг применять при расчетах тарифы, установленные уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов.
Полагая, что вынесенные Московским УФАС России решение и предписание от 30 декабря 2016 г. N 1-10-607/77-16 нарушают права и законные интересы заявителя, ФГУП "НПО "Техномаш" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании их незаконными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ОМА-сервис ЛТД".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "НПО "Техномаш" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФГУП "НПО "Техномаш" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Московского УФАС России и ООО "ОМА-сервис ЛТД" в заседание кассационной инстанции не явились. От Московского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой и электрической энергии, а также услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Пунктами 15 и 16 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, а также водоотведение признаются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного и горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Из пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что передачей тепловой энергии является совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование, а также доставку тепловой энергии, теплоносителя.
По смыслу приведенных норм услуги по коммунальному снабжению (поставке самого коммунального ресурса по сетям) и обслуживанию коммунальных сетей, разграничены.
Согласно положениям Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э) тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение и транспортировку сточных вод рассчитываются в виде одного из следующих вариантов: одноставочных, двухставочных, многоставочных тарифов (дифференцированных по объемам потребления воды).
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, если это привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку ФГУП "НПО "Техмаш не были соблюдены требования о необходимости установления тарифа на оказываемые услуги.
Об этом свидетельствует следующее.
Так, между ГУП "Мосводосток" и ФГУП "НПО "Техномаш" заключен договор от 01 сентября 2008 г. N 4911/6083, предметом которого является оказание услуг по приему, транспортировке и очистке (при наличии городских очистных сооружений) сточных вод, отводимых с территории предприятия в городскую водоотводящую систему поверхностного стока.
В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за техническое состояние и обслуживание водосточных сетей, сооружений и устройств на них, являющимся приложением к договору от 01 сентября 2008 г. N 4911/6083, устройство и сооружения для присоединения предприятия к колодцу на наружной сети и внутриплощадочные водосточные сети, сооружения и устройства на них, водосточные водовыпуски, локальные очистные сооружения находятся на техническом обслуживании ФГУП "НПО "Техномаш".
Между АО "Мосводоканал" и ФГУП "НПО "Техномаш" заключен договор от 06 декабря 1995 г. N 70360/7043-95 на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию, предметом которого является отпуск питьевой и технической воды из системы московского водопровода по водопроводным вводам и приему сточных вод в городскую канализацию по выпускам.
Исходя из письменных пояснений АО "Мосводоканал" (вх. от 16 марта 2016 г. N 9317) и в соответствии с приложением N 1 к договору от 06 декабря 1995 г. N 70360/7043-95, водопроводный ввод N 2622, расположенный по адресу: 127018, г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, разводящие водопроводные сети и сети хозяйственно-бытовой канализации, расположенные на территории земельного участка по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, находятся на балансе ФГУП "НПО "Техномаш".
Между ПАО "Мосэнерго" и ФГУП "НПО "Техномаш" заключен и действует договор энергоснабжения от 01 февраля 2011 г. N 0929053/7059-11, предметом которого является подача тепловой энергии через присоединенные тепловые сети теплосетевой организации (ОАО "МТК"). В соответствии с приложением N 3 к названному договору в реестр точек поставки включено здание, расположенное по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, стр. 1, принадлежащее предприятию, где расположены нежилые помещения общества.
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПАО "Мосэнерго" и ФГУП "НПО "Техномаш", схемы присоединения потребителя (ИТП) N 092953, расположенного по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, стр. 1, находящегося в собственности предприятия, границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ПАО "Мосэнерго" и предприятием является наружная стена камеры 2902.
Таким образом, согласно Актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, участок тепловых сетей, посредством которых осуществляется теплоснабжение нежилого здания общества от индивидуального теплового пункта N 0929053 (принадлежащего предприятию), находится на балансе последнего.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 договора возмездного оказания услуг от 24 марта 2008 г. N 3016-08, заключенного между ФГУП "НПО "Техномаш" и ООО "ОМА-сервис ЛТД", ФГУП "НПО "Техномаш" обязалось от своего имени, но за счет ООО "ОМА-сервис ЛТД", обеспечивать функционирование и исправность осветительной, силовой, водопроводной и канализационных сетей общего пользования, а также производить необходимый ремонт в местах общего пользования.
Фактически ФГУП "НПО "Техномаш" с ООО "ОМА-сервис ЛТД" взималась плата за эксплуатационные услуги, за эксплуатацию объектов инфраструктуры, используемых в целях предоставления услуг по передаче коммунальных ресурсов.
Поставку коммунальных ресурсов осуществляют ресурсоснабжающие организации (АО "Мосводоканал", ГУП "Мосводосток", ПАО "Мосэнерго"), в то время как обслуживание сетей коммунальной инфраструктуры, именуемое "передачей", могут осуществлять собственники коммунальных сетей и (или) иные лица (балансодержатели и проч.).
ФГУП "НПО "Техномаш" оказывало услуги именно по эксплуатации сетей коммунальной инфраструктуры, взимая за это плату, в том числе с ООО "ОМА-сервис ЛТД". Об этом свидетельствует не только факт взимания платы за обозначенные услуги, но и номинальное обозначение таких услуг именно как "эксплуатационных" в тексте договора, что подтверждается материалами дела.
При этом обязанность по обращению в тарифный орган ФГУП "НПО "Техномаш" исполнена не была, и при расчетах с контрагентом предприятие самостоятельно устанавливало цены на услуги по обслуживанию коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, судами установлен факт нарушения заявителем прав ООО "ОМА-сервис ЛТД" в связи с несоблюдением заявителем требований о необходимости установления тарифа на оказываемые услуги.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 г. по делу N А40-48730/17-149-473 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "НПО "Техномаш" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.