Проведенный анализ деятельности средних медицинских и фармацевтических учебных заведений за период, прошедший после принятия Постановления ЦК КПСС "Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране" показал, что несмотря на некоторые позитивные сдвиги, глубина и темпы преобразований в средней медицинской школе идут медленно.
Работа учебных заведений не всегда увязывается с конкретными заданиями перестройки, преподавательские коллективы формально подходят к решению задач коренного повышения качества подготовки кадров. Низка персональная ответственность преподавателей за конечные результаты обучения, не изжиты стереотипы и устаревшие методы проведения учебного и воспитательного процесса, неэффективна система контроля качества подготовки учащихся.
Комплекс задач, стоящих перед системой подготовки средних медицинских и фармацевтических кадров, и пути их решения был рассмотрен участниками Всесоюзного совещания по среднему медицинскому и фармацевтическому образованию.
В целях дальнейшего совершенствования подготовки медицинских и фармацевтических кадров, выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в 12-ой пятилетке и на период до 2000 года", решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС, приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных республик:
1.1. Принять необходимые меры по реализации постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране", решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС по коренному улучшению качества подготовки специалистов среднего звена.
1.2. Устранить диспропорции в обеспечении средними медицинскими работниками учреждений здравоохранения отдельных регионов республики. Осуществить к 1990 году поэтапный переход к преимущественно целевой подготовке специалистов путем развития договорных отношений с заинтересованными ведомствами и учреждениями.
Преобразовать училища в многоцелевые учебные заведения с разнообразными формами подготовки и переподготовки специалистов, максимально ориентированными на запросы лечебно-профилактических и аптечных учреждений и позволяющие реализовать возможность непрерывного образования.
1.3. Пересмотреть планы улучшения материальной базы училищ на ХIII пятилетку с целью достижения действующих нормативов учебной площади на одного учащегося и полного обеспечения учащихся общежитием.
1.4. Приступить в 1988/89 учебном году к аттестации медицинских и фармацевтических училищ.
1.5. Развивать и совершенствовать систему отбора и профессиональной ориентации молодежи, создать кабинеты по профориентации в базовых медицинских училищах. Ввести с 1989 года в базовых, с 1990 года - во всех учебных заведениях профориентационное собеседование с абитуриентами.
1.6. Подготовку фельдшеров, акушерок, зубных техников, зубных врачей и санитарных фельдшеров проводить на базе 10-летнего образования.
1.7. В целях улучшения качества подготовки специалистов усилить контроль за деятельностью руководящих и преподавательских работников учебных заведений. Проводить назначение директоров после согласования с главными управлениями (управлениями, отделами) учебных заведений и кадров. Повысить роль аттестации руководящих работников училищ как действенного средства совершенствования качества учебно-воспитательного процесса, не допускать формализма и нарушения сроков проведения аттестации.
1.8. Повысить требовательность к руководителям органов и учреждений здравоохранения за создание необходимых условий для проведения практических занятий в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях в части выделения и оснащения учебных помещений, кабинетов доклинической практики и клинических дисциплин, квалифицированных преподавательских кадров, предоставления штатным преподавателям-врачам совместительства.
1.9. Развивать и совершенствовать совместную работу высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений по вопросам улучшения качества обучения и воспитания учащихся, организации повышения квалификации преподавателей училищ, привлечения к проведению идейно-воспитательных мероприятий, факультативных и кружковых занятий в училищах преподавателей, аспирантов и студентов медицинских институтов.
1.10. Разработать и внедрить в 1988-89 учебном году систему непрерывного образования специалистов среднего звена для народного здравоохранения республики, обратить особое внимание на подготовку главных и старших сестер лечебно-профилактических учреждений.
Считать необходимым условием присвоения аттестационной категории средним медицинским работникам, обучение в системе последипломного усовершенствования в училищах повышения квалификации, отделениях при медицинских училищах по программам, утвержденным Минздравом СССР.
1.11. Повысить роль базовых медицинских и фармацевтических училищ в обобщении и распространении передового опыта организации и проведения учебно-методической и идейно-воспитательной работы. Обеспечить первоочередное их оснащение необходимым оборудованием, вычислительной и множительной техникой.
1.12. Проводить регулярно, не реже одного раза в год, совещание работников медицинских и фармацевтических училищ совместно с руководителями органов и учреждений здравоохранения по вопросам улучшения качества подготовки средних медицинских работников.
2. Министру здравоохранения РСФСР (т. Потапову А.И.) - организовать с 1988/89 учебного года на базе ФПК Ярославского медицинского института подготовку преподавателей специальных дисциплин медицинских училищ.
3. Ректорам Ленинградского института усовершенствования врачей и медицинских институтов, осуществляющих повышение квалификации преподавателей училищ:
3.1. Перестроить учебный процесс с целью обеспечения дифференцированного подхода к обучению руководящих работников и преподавателей с учетом интересов и реальных потребностей каждого в теоретической и практической подготовке.
Развивать практику индивидуализации обучения на основе конкретных заданий, утверждаемых для директоров - минздравами союзных республик, а для преподавателей - директорами училищ.
3.2. Перейти в 1988/89 учебном году на обучение по новым планам первичной специализации преподавателей и их повторного усовершенствования.
4. Директорам медицинских и фармацевтических училищ, училищ повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием:
4.1. Добиваться решительного обновления форм и методов идеологической и политико-воспитательной работы, обеспечить максимальное ее сопряжение с перестройкой деятельности каждого конкретного учебного заведения, нацелить всю систему учебных и внеклассных мероприятий на формирование нового политического мышления, воспитание общественно активной нравственно здоровой личности. Активно проводить в жизнь меры по переходу на самоуправление учащихся.
4.2. Обеспечить к 1990 году укомплектование училищ штатными преподавателями-врачами и квалифицированными средними медицинскими работниками.
4.3. Повысить эффективность педагогической работы, поставить оценку и оплату труда преподавателя в прямую зависимость от качества подготовки специалистов.
Усилить роль аттестации работников училищ как действенного средства совершенствования качества учебно-воспитательного пpoцесса, не допускать формализма и нарушения сроков аттестации. Считать постоянное повышение квалификации прямой служебной обязанностью каждого руководителя и преподавателя училища.
4.4. Совершенствовать учебно-методическую работу, перейти повсеместно от поурочного к лекционно-семинарскому методу обучения.
Закончить в 1988/89 учебном году разработку комплексов обеспечения теоретических и практических занятий.
4.5. Усилить внимание к организации внутриучилищного контроля за учебно-воспитательным процессом, принимать конкретные меры по устранение выявляемых недостатков.
4.6. Принять меры к значительному улучшение практической подготовки учащихся, оснащению и оборудованию кабинетов доклинической практики и клинических дисциплин, повышению эффективности учебно-производственной и производственной практики, совершенствованию системы текущего контроля знаний и умений учащихся, для чего ввести с 1988 года поэтапный контроль овладением учащимися практическими навыками и умениями.
4.7. Обеспечить перестройку организации и проведения экзаменов, систематически проводить анализ качества подготовки молодых специалистов. Включать в состав Государственных квалификационных комиссий представителей лечебно-профилактических учреждений, в том числе средних медицинских работников.
Ввести с 1989 года комплексный государственный экзамен по специальности "сестринское дело".
5. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР:
5.1. Ввести начиная с 1988/89 учебного года подготовку медицинских сестер на базе 10 классов по новым учебным планам.
5.2. По согласованию с Госкомитетом СССР по народному образованию утвердить во II квартале 1989 года положение о проведении профориентационного собеседования с абитуриентами медицинских училищ.
5.3. Разработать положения:
- о поэтапном контроле овладением учащимися практическими навыками и умениями - III квартал 1988 г.;
- о переводном аттестационном государственном экзамене - I квартал 1989 года;
- о комплексном экзамене по специальности - I квартал 1989 г.;
- о базовом лечебно-профилактическом и аптечном учреждении - IV квартал 1988 года;
- о факультете повышения квалификации преподавателей училищ при медицинских институтах - IV квартал 1988 г.
5.4. Пересмотреть:
- перечень, сроки и программы специализации и усовершенствования средних медицинских работников, предусмотрев расширение заочно-очной формы переподготовки - 1988-1990 г.;
- тематические планы и программы повышения квалификации преподавателей училищ для первичной специализации и повторного усовершенствования - 1988-89 гг.
5.5. Повысить качество издания учебников, учебно-методической литературы путем создания авторских коллективов, проведения конкурсов по изданию учебников и учебных пособий. Создать учебники нового поколения - обучающего типа.
5.6. Расширить систему подготовки руководящего состава медицинских учебных заведений для чего организовать с 1989 года повышение квалификации директоров медицинских училищ на базе ЦОЛИУврачей.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения СССР т. Денисова И.Н.
Министр |
Е.И. Чазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан комплекс мер по совершенствованию подготовки медицинских и фармацевтических кадров, по развитию охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в ХII пятилетке и на период до 2000 г.
Так, нужно пересмотреть планы улучшения материальной базы училищ на ХIII пятилетку для достижения действующих нормативов учебной площади на 1 учащегося и полного их обеспечения общежитием.
В 1988-1989 учебном году следует начать аттестацию названных работников. Одновременно необходимо разработать и внедрить систему непрерывного образования специалистов среднего звена для народного здравоохранения.
К 1990 г. училища должны быть укомплектованы штатными преподавателями-врачами и квалифицированными средними медработниками.
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 4 июля 1988 г. N 523 "О совершенствовании подготовки и повышения квалификации средних медицинских работников в свете решений Февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС"
Текст приказа официально опубликован не был