город Москва |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А41-84384/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых": Потаповой Е.Г. (дов. N 5-23/68 от 27.12.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Балашиха: Рыжика Я.В. (дов. N 3463 от 01.12.2017 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха: не явились, извещены;
рассмотрев 16 января 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2017 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2017 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Хомяковым Э.Г.,
по делу N А41-84384/16
по заявлению Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (ОГРН 1027739313557; 109012, г. Москва, пл. Новая, д. 14)
к Администрации городского округа Балашиха (ОГРН 1025000509423; 143900, Московская область, г. Балашиха, пр. Ленина, д. 11)
о признании незаконным отказа,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха,
УСТАНОВИЛ: решением исполнительного комитета Балашихинского городского совета народных депутатов Московской области от 05 февраля 1971 г. N 91/3 утвержден план границ земельного участка площадью 0,30 га, отводимого общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - заявитель, организация) под строительство подъездной автодороги к школе по подготовке собак-проводников для слепых из земель Госземфонда.
Решением исполнительного комитета Балашихинского городского совета народных депутатов Московской области от 12 июля 1991 г. N 643/15 Республиканской школе восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников отведен земельный участок общей площадью 3,0 га из земель Государственного земельного запаса Балашихинского района под расширение территории школы для учебно-тренировочной и выгульной зон.
Республиканской школе восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников, п. Купавна Балашихинского района выдано свидетельство от 01 июня 1992 г. N 000003 бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью 3,0 га.
Согласно справке Управления имущественных отношений от 24 марта 2009 г. N 1657/2 в данном свидетельстве допущена техническая ошибка в указании вида разрешенного использования земельного участка, а именно: место слов "расширение школы" читать слова "расширение территории школы для учебно-тренировочной и выгульной зон".
Заявитель является собственником следующих объектов недвижимости:
- жилой дом. Назначение: жилое, 3-этажный, общая площадь 610,20 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. В, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НБ N 075965 от 23 мая 2007 г.;
- учебно-бытовой корпус, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 945,3 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Б, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707097 от 24 июля 2009 г.;
- здание кормокухни, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 110,7 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Ж-Ж1, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707096 от 24 июля 2009 г.;
- манеж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 153,2 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Р, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер. Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707104 от 24 июля 2009 г.;
- ангар, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 364,9 кв.м, инв. N 001:002-93:15, лит. Н, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер. Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707103 от 24 июля 2009 г.;
- зимний вольер, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 369,6 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. М, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707102 от 24 июля 2009 г.;
- зимний вольер, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 369,1 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Л, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707101 от 24 июля 2009 г.;
- здание склада материала, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 25,9 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. К, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707100 от 24 июля 2009 г.;
- здание склада кормов и материала, назначение; нежилое, 1-этажный, общая площадь 87,5 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. И, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707099 от 24 июля 2009 г.;
- котельная, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 93,9 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Е2, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НД N 358069 от 17 ноября 2009 г.;
- здание ветеринарного пункта, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 167,2 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Д, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 707098 от 24 июля 2009 г.;
- насосная, назначение: нежилое, общая площадь 28,4 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Г4, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НД N 197456 от 17 ноября 2009 г.;
- овощехранилище, назначение: нежилое, общая площадь 37,9 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Г1, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НД N 197455 от 17 ноября 2009 г.;
- гаражи, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 251,2 кв.м, инв. N 001:002-9315, лит. Е-Е1, адрес: Московская область, Балашихинский район, дер.Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НД N 358068 от 17 ноября 2009 г.;
- здание, назначение: нежилое, площадь 1 190,9 кв.м, количество этажей: 1, адрес: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Проектная, д. 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 БА N 074032 от 03 апреля 2015 г.
Право собственности на данные объекты было признано за организацией на основании решения Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2008 г. по делу N А41-17420/08 (с учетом определения Арбитражного суда Московской области от 21 сентября 2009 г. по данному делу).
Перечисленные объекты недвижимости расположены на земельных участках площадью 2.3 га с кадастровым номером 50:15:0071001:28 и площадью 3.0 га с кадастровым номером 50:15:0071001:34 по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Проектная, 66.
12 августа 2016 г. заявитель обратился с заявлением к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха (далее - Комитет, третье лицо), в котором просил безвозмездно предоставить в собственность организации земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0071001:28 и 50:15:0071001:34, на которых расположены здания, строения и сооружения, принадлежащие заявителю на праве собственности, как общероссийской общественной организации инвалидов.
Комитет, рассмотрев обращение организации (от 12 августа 2016 г. вх. N 8620/1) по вопросу безвозмездного предоставления в собственность организации данных земельных участков, письмом от 09 сентября 2016 г. N 7504/2 сообщил организации о том, что представление этих участков на безвозмездной основе действующим законодательством не предусмотрено, поскольку право собственности организации на упомянутые объекты возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным отказа в безвозмездной передаче в собственность организации двух земельных участков - площадью 2,3 га с кадастровым номером 50:15:0071001:28 и площадью 3,0 га с кадастровым номером 50:15:0071001:34, расположенных по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Проектная, 66, оформленным письмом от 09 сентября 2016 г. N 7504/12, и обязании администрацию передать организации в собственность безвозмездно земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Балашиха Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель организации возражал против ее удовлетворения.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя и ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления: земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.
В силу пункта 2 статьи 3.3 данного Закона (в редакции федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Пунктом 19 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" установлено, что с 01 января 2015 г. Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с даты утверждения правил землепользования и застройки городского поселения, но не ранее 01 января 2015 г.
Законом Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов с 01 января 2015 г. наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорных земельных участках, были возведены с 1978 по 1992 гг. и с этого периода находились в фактическом владении, пользовании и распоряжении общественной организации; собственник объектов недвижимости обосновал испрашиваемую площадь земельного участка, необходимую для его использования, предоставив заключения кадастрового инженера на земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0071001:34; 50:15:0071001:28, из которых следует, что для использования объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю, необходима вся площадь указанных земельных участков.
Отклоняя довод ответчика о том, что право собственности организации на объекты недвижимого имущества возникло только на основании решения Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2008 г. по делу N А41-17420/08, то есть после введения в действие Земельного кодекса, суды указали на то, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие организации на праве собственности, уже располагались на испрашиваемых земельных участках и находились в фактическом владении, пользовании и распоряжении организации до введения в действие Земельного кодекса.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2017 г. по делу N А41-84384/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.