г. Москва |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А40-56443/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Правительства Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился,
от заинтересованных лиц:
от Министерства финансов РФ -Шиляев А.П., доверенность от 10 марта 2017 года ;
от Счетной палаты РФ - Белогуров А.С. по доверенности от 18 декабря 2017 года ;
от третьих лиц:
от Министерства строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился;
от УФК по Карачаево-Черкесской Республики - извещено, представитель не явился
от Министерства спорта России - извещено, представитель не явился ;
рассмотрев 18 января 2018 года в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и Правительства Карачаево-Черкесской Республики
на решение от 13 июля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Махлаевой Т.И.
на постановление от 28 сентября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-56443/2017,
по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики
к Минфин РФ; Счетной палате Российской Федерации;
третьи лица: Министерство строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики; Минфин Карачаево-Черкесской Республики; УФК по Карачаево-Черкесской Республики; Министерство спорта России
об оспаривании приказа, извещения, уведомления
УСТАНОВИЛ:
Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее - Правительство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Счетной палате Российской федерации с заявлением, в котором просит признать недействительными приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09 декабря 2016 года N 583, в части суммы 79 748 900 рублей 00 копеек; извещение Министерства финансов Российской Федерации о принятии решения о бесспорном взыскании от 12 декабря 2016 года N 12-09-21/74326, в части суммы 79 748 900 рублей 00 копеек; уведомление о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N УВ-01-12/11-02, в части суммы 79 748 900 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2017 года оставленным в силе постановлением Девятого апелляционного арбитражного суда от 28 сентября 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, Правительство и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании Минфина РФ и Счетной палаты РФ возражали против удовлетворения кассационных жалоб, представлены отзывы на кассационные жалобы.
От Правительства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Министерство строительства и ЖКХ Карачаево-Черкесской Республики, Минфин Карачаево-Черкесской Республики, УФК по Карачаево-Черкесской Республики, Министерство спорта России о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 утверждена федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (далее - Программа).
Во исполнение указанной программы, Министерство спорта России софинансировало предоставляемыми из федерального бюджета субсидиями строительство Правительством объектов капитального строительства на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Между Министерством спорта России и Правительством были заключены соглашения от 09 декабря 2013 года N 579 и от 25 мая 2014 года N 183 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, заключенных в рамках межбюджетных отношений (далее - Соглашения).
В ходе проверки аудиторами Счетной палаты по отчетным документам, поступившим в Министерство спорта России из субъектов Российской Федерации, исследовались вопросы расходования средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мероприятий Программы, в том числе по расходам, предусмотренным законами о бюджете субъектов Российской Федерации на цели реализации Программы, то есть вопросы софинансирования субъектами Российской Федерации указанной федеральной Программы.
По результатам контрольного мероприятия - проверки использования бюджетных средств в рамках указанной Программы, проведенной в отношении Министерства спорта России был составлен акт проверки от 08 сентября 2016 года N КМ-495/11-02.
Размер бюджетных нарушений выявлен на сумму 79 748 900 руб.
Счетная палата 10 ноября 2016 года в адрес Минфина России вынесла и направила Уведомление УВ-01-12/11-02 о применении бюджетных мер принуждения в отношении Правительства.
В частности, Счетной палатой выявлены факты недофинансирования Карачаево-Черкесской Республики своих бюджетных обязательств на цели Программы, а также нарушение сроков ввода в эксплуатацию спортивных объектов, и оплата работ по строительству таких объектов за пределами срока действия Программы, то есть в 2016 году, тогда как действие Программы закончилось 31 декабря 2015 года. В отчетных документах невозможно точно идентифицировать объекты, на которые выделены бюджетные средства субсидий, идентифицировать объекты, на которые выделены бюджетные средства субсидий.
Счетной палатой выявлены нарушения в форме бездействия Правительства при финансировании мероприятий, предусмотренных Программой, так же, указанные нарушения одновременно явились свидетельством нарушения Соглашений.
На основании акта проверки в результате выявленных бюджетных нарушений Счетной палатой было принято решение об оформлении Уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении бюджетов субъектов, в которых выявлены нарушения, и соответствующих государственных органов субъектов Российской Федерации, о направлении Уведомления в Минфин России для издания соответствующих приказов.
Приказом Минфином России от 09 декабря 2016 года N 583 Федеральному казначейству предписано исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Карачаево-Черкесской Республики, в сумме 79 748 900 рублей 00 копеек, рассчитанной по состоянию на 10 ноября 2016 года, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет.
На основании указанного приказа в Федеральное казначейство направлено извещение о принятии решения о бесспорном взыскании от 12 декабря 2016 года N 12-09-21/734326.
Не согласившись с оспариваемыми Приказом, извещением и уведомлением, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Осуществляя проверку законности оспариваемых ненормативных актов, суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями норм права, в частности, положениями статьи 132, пункта 1 статьи 306.1, пункта 1 статьи 306.2, пункта 5 статьи 306.2, статьи 306.8, пункта 6 статьи 306.2 и пункта 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", отразили факты бюджетных нарушений, фактическое соотношение финансирования из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики, из которого видны обстоятельства бюджетных нарушений, допущенных органами Республики, ответственными за реализацию Программы.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правительство не представило доказательств, обосновывающих ненадлежащее использование бюджетных средств.
Суды правомерно пришли к выводу об отсутствии обстоятельств, указывающих на нарушение прав Правительства и Минфина Карачаево-Черкесской Республики и их законных интересов в экономической сфере оспариваемыми актом и документами.
Судами по настоящему делу установлено, что Минфин России обладает полномочием на вынесение оспариваемого приказа, меры бюджетной ответственности применены им в точном соответствии с действующим законодательством.
Не установив совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм и были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 года по делу N А40-56443/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществляя проверку законности оспариваемых ненормативных актов, суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями норм права, в частности, положениями статьи 132, пункта 1 статьи 306.1, пункта 1 статьи 306.2, пункта 5 статьи 306.2, статьи 306.8, пункта 6 статьи 306.2 и пункта 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", отразили факты бюджетных нарушений, фактическое соотношение финансирования из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики, из которого видны обстоятельства бюджетных нарушений, допущенных органами Республики, ответственными за реализацию Программы.
...
Не установив совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2018 г. N Ф05-20195/17 по делу N А40-56443/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20195/17
28.09.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43699/17
28.09.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44435/17
13.07.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56443/17