город Москва |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А41-24629/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Брагин Ю.И., доверенность от 15.01.2018; Михайлов В.Ю., доверенность от 11.01.2018;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены;
от третьего лица: Шамсутдинова Э.Х., доверенность от 20.11.2017;
рассмотрев 18 января 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
третьего лица - Министерства строительного комплекса Московской области
на решение от 07 июля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 26 сентября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-24629/17
по заявлению ЖСК "Восход-15"
об оспаривании отказа
к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области,
третье лицо: Министерство строительного комплекса Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ЖСК "Восход-15" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация), Министерству имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Градостроительному совету Московской области (далее - Градостроительный совет) со следующими требованиями:
признать незаконным решение администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", изложенное в письме Управления Земельных отношений Раменского муниципального района от 11.01.2017 N 44;
обязать администрацию принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)";
обязать министерство согласовать проект решения администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)";
признать незаконным решение Градостроительного совета Московской области об отказе в согласовании проекта решения изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с "для индивидуального жилищного строительства" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", принятое на заседании Градостроительного совета Московской области 27.12.2016 N 48;
обязать Градостроительный совет Московской области принять решение о согласовании проекта решения администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительного комплекса Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2017 года принят отказ от иска к Градостроительному совету в части признания незаконным решения Градостроительного совета от 27.12.2016 N 48 и обязания Градостроительного совета принять решение о согласовании проекта решения администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)". Производство по делу в этой части прекращено.
Признан незаконным отказ администрации от 11.01.2017 N 44 в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Суд обязал администрацию принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство строительного комплекса Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ЖСК "Восход-15", ИНН 5040034478, ОГРН 1025005124847 является собственником следующих шести земельных участков:
земельного участка, с кадастровым номером 50:23:0110203:25, общей площадью 580 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Серпуховская, д. 15, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 17.06.2016 N МО-16/ЗВ-1606606, свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 31.08.2015, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2015 сделана запись регистрации N 50-50/023-50/023/006/2015-9509/2;
земельного участка, с кадастровым номером 50:23:0110203:26, общей площадью 580 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Серпуховская, д. 15, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 17.06.2016 N МО-16/ЗВ-1606648, свидетельством государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 31.08.2015, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2015 сделана запись регистрации N 5050/023-50/023/006/2015-9513/2;
земельного участка, с кадастровым номером 50:23:0110203:27, общей площадью 448 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Серпуховская, д. 17/19, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 17.06.2016 N МО-16/ЗВ-1606633, свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 27.10.2015, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.2015 сделана запись регистрации N 50-50/023-50/023/012/2015-2636/2;
земельного участка, с кадастровым номером 50:23:0110203:35, общей площадью 448 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Серпуховская, д. 17/19, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 17.06.2016 N МО-16/ЗВ-1606689, свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 27.10.2015, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.2015 сделана запись регистрации N 50-50/023-50/023/012/2015-2637/2;
земельного участка, с кадастровым номером 50:23:0110203:39, общей площадью 851 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Серпуховская, уч. 17а, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 17.06.2016 N МО-16/3В-1606584, свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 19.10.2015, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2015 сделана запись регистрации N 50-50/023-50/023/012/2015-1370/7;
земельного участка, с кадастровым номером 50:23:0110203:45, общей площадью 633 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Серпуховская, уч. 13а, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 17.06.2016 N МО-16/ЗВ-1606597, свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 19.11.2015, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.11.2015 сделана запись регистрации N 50-50/023-50/023/012/2015-5946/3.
08.09.2016 ЖСК "Восход-15" через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского муниципального района Московской области обратился в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с "для индивидуального жилищного строительства" на другой вид такого использования: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (пункт 2.6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540)" (далее - Приказ N 540, Классификатор).
В ответ на обращение администрации Губернатора Московской области N 161-0ЮГ-1690 по вопросу защиты прав членов ЖСК "Восход-15" в отношении изменения вида разрешенного использования земельных участков администрация письмом от 29.09.2016 N 161-01-исх-13423 сообщила, что в настоящее время в рамках действующего законодательства производится сбор необходимых документов в рамках оказания муниципальной услуги "изменение разрешенного использования земельных участков", подготовлены проекты постановлений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, которые в ближайшее время будут направлены на рассмотрение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным вопросам и Градостроительного Совета Московской области.
Письмом администрации от 10.10.2016 N 161-01тг-14281 последняя сообщила, что в настоящее время в рамках действующего законодательства произведен сбор документов в рамках оказания муниципальной услуги "изменение разрешенного использования земельных участков", подготовлены проекты постановлений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, которые 29.09.2016 направлены на согласование в министерство.
Письмом от 25.10.2016 N 28 ЖСК "Восход-15" обратился в министерство с просьбой ускорить согласование проектов постановлений об изменении вида разрешенного использования шести земельных участков заявителя.
Управление Земельных отношений Раменского муниципального района письмом от 31.10.2016 N 4570 сообщило, что по итогам заседания Межведомственной комиссии по земельно-имущественным вопросам Московской области от 13.10.2016 было принято решение - "отложить решение вопроса для дополнительной проработки Управлением земельной политики".
Письмом Управления земельных отношений Раменского муниципального района по поручению администрации от 11.01.2017 N 44 кооперативу сообщено, что по итогам заседания Градостроительного совета Московской области 27.12.2016 N 48 принято решение - "отказать в согласовании проекта решения изменения вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков с "для индивидуального жилищного строительства" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" по причине отрицательного заключения Министерства строительного комплекса Московской области.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений статей 4, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из нижеследующего.
08.09.2016 кооператив через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского муниципального района Московской области обратился в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с "для индивидуального жилищного строительства" на другой вид такого использования: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (пункт 2.6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540)" (далее - заявление) с приложением следующих документов:
документ, удостоверяющий личность заявителя;
документ, удостоверяющий права (полномочия) заявителя;
запрос сведений из ЕГРЮЛ;
выписка из единого государственного реестра прав на земельный участок;
справка о кадастровой стоимости земельного участка;
сведения из генерального плана городского поселения Раменское;
кадастровые выписки о земельных участках;
список переселенных жильцов из ветхого жилого фонда;
письмо N 13 от 16.06.2016;
письмо N 14 от 15.07.2016;
письмо N 18 от 11.08.2016;
свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки;
заключение о результатах публичных слушаний;
постановление Главы Раменского муниципального района Московской области от 07.04.2010 N 858.
Подача указанных документов подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя (представителя заявителя) на предоставление государственных и муниципальных услуг, регистрационный номер М503-094691537-3761872, дата обращения: 08.09.2016.
Разделом 12 Административного регламента предоставления Администрацией Раменского муниципального района Московской области государственной услуги "Принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования", утвержденного постановлением Администрации Раменского муниципального района от 23.10.2015 N 4144 (далее - Административный регламент), установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
В частности, в соответствии с пунктом 12.1 Административного регламента, "при обращении за получением государственной услуги заявитель представляет:
Заявление на предоставление государственной услуги.
Заявление оформляется согласно Приложению N 1 к Административному регламенту.
К заявлению прилагается:
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица:
б) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей):
в) согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешенного использования земельного участка;
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим".
ЖСК "Восход-15" предоставил в администрацию все необходимые и обязательные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области, Административным регламентом документы для предоставления государственной услуги по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с "для индивидуального жилищного строительства" на другой вид такого использования: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", подлежащие представлению заявителем.
Как следует из содержания письма от 11.01.2017 N 44, оно не указывает каким именно требованиям законодательства не соответствует проект решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, по каким конкретно основаниям Градостроительный совет Московской области отказал в согласовании проекта об изменении вида разрешенного использования земельных участков, по каким основаниям Министерство строительного комплекса Московской области выдало отрицательное заключение.
Каких-либо обосновывающих отказ в согласовании документов, в том числе выписки из протокола заседания Градостроительного совета Московской области 27.12.2016 N 48 с отказным решением в отношении земельных участков, отрицательного заключения Министерства строительного комплекса Московской области в отношении земельных участков, заявителю администрация не предоставила.
При этом пунктом 15.2 Административного регламента предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении государственной услуги, которыми являются:
"15.2.1. Выявление в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в том числе представление заявителем документов, срок действительности которых на момент поступления в администрацию района в соответствии с действующим законодательством истек;
Подача заявления и прилагаемых к нему документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный законодательством и пунктом 2.1 Административного регламента;
Непредставление заявителем одного или более документов, указанных в пункте 12 Административного регламента;
Нарушение прав и законных интересов третьих лиц;
Установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае ни одно из оснований для отказа, указанных в пункте 15.2 Административного регламента в письме Управления земельных отношений Раменского муниципального района от 11.01.2017 N 44 не отражено.
Министерство строительного комплекса Московской области представило отзыв от 29.05.2017 на заявление ЖСК "Восход-15", в котором просило в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с тем, что согласно проекту планировки территории спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 расположены на территории придорожной полосы существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования и объектов спортивного назначения, а потому изменение вида разрешенного использования не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а сами виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, под целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
По смыслу статей 1, 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования застройки.
На основании постановления Правительства Московской области от 07.02.2007 N 78/4 "О согласовании проекта генерального плана городского поселения Раменское" (далее - Генплан городского поселения Раменское, Постановление N 78/4) утвержден проект генерального плана городского поселения Раменское.
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 21.02.2007 N 2/10-СД утвержден генеральный план городского поселения Раменское.
Постановлением Главы Раменского муниципального района Московской области от 07.04.2010 N 858 (далее - Постановление N 858) утвержден Проект планировки территории на жилую группу по адресу: Московская область, г. Раменское, микрорайон N 1, ул. Стахановская.
Согласно Постановлению N 858, проект планировки утвержден в следующем составе: чертеж планировки территории на жилую группу по адресу: Московская область, г. Раменское, микрорайон N 1, ул. Стахановская, (красные линии, линии, обозначающие дороги/улицы, проезды, линии связи; объекты общественного и спортивного назначения, объекты инженерной и транспортной инфраструктур) согласно приложению N 1, Положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории на жилую группу по адресу: Московская область, г. Раменское, микрорайон N 1, ул. Стахановская согласно приложению N 2.
Как установлено судами и следует из представленного в дело фрагмента генерального плана городского поселения Раменское, утвержденного Постановлением N 78/4, вышеназванные земельные участки входят в зону многоэтажного жилого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", придорожные полосы могут устанавливаться только на автомобильных дорогах вне границ населенных пунктов, в связи с чем довод о том, что спорные участки находятся на территории придорожной полосы суды обоснованно сочли несостоятельным.
Согласно выкопировке из Генплана городского поседения Раменское, утвержденного решением Совета депутатов Раменского муниципального района от 21.02.2007 N 2/10СД "Об утверждении Генерального плана городского поселения Раменское", представленной администрацией, спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 относятся к жилой зоне многоэтажной жилой застройки.
В соответствии с Генпланом городского поселения Раменское, решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 21.02.2007 N 2/10-СД вышеназванные земельные участки входят в зону проектируемых зданий.
Комиссией в составе представителей ЖСК "Восход-15", администрации, Градостроительного совета Московской области в лице Министерства строительного комплекса Московской области, кадастрового инженера 09.06.2017 осуществлен осмотр спорных земельных участков с выездом на место.
В ходе осмотра указанной комиссией выявлено, что на территории земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 объектов недвижимости не обнаружено. Данная территория огорожена по периметру временным металлическим и частично деревянным (штакетник) забором, и свободна от застройки. Внутриквартальные подъездные пути к многоэтажным жилым домам не затрагиваются.
К акту совместного осмотра спорных земельных участков от 09.06.2017 представлен Ситуационный план шести земельных участков по строительству жилого дома N 36, входящего в проект планировки на жилую группу по адресу: Московская область, г. Раменское, микрорайон N 1, ул. Стахановская, из которого следует, что спорные земельные участки находятся в зоне проектируемых жилых многоквартирных зданий, проектируемых плиточных покрытий, проектируемых газонов, проектируемых детских площадок, а, следовательно, в силу подпункта е) пункта 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения..", являются земельными участками, предназначенными для расположения многоквартирного дома с элементами озеленения и благоустройства, и будут относиться после введения жилого дома в эксплуатацию к общему имуществу дома.
Основываясь на изложенном, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заинтересованные лица не представили юридически значимых доказательств наличия оснований для отказа заявителю в изменении вида разрешенного использования, в том числе доказательств расположения земельных участков заявителя на территории придорожной полосы существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования и объектов спортивного назначения, материалами дела данное обстоятельство опровергается.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ администрации от 11.01.2017 N 44 в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" является незаконным.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" (далее - Закон N 107/2014-ОЗ), вступившим в силу с 01.01.2015, органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 107/2014-ОЗ, реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" (далее - Закон N 191/2015-ОЗ), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района, городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 191/2015-ОЗ, "органы местного самоуправления обязаны: при реализации полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом".
Пунктом 1 статьи 2 Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" (далее - Закон N 144/2016-ОЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по: принятию решения об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, расположенного на территории муниципального района, городского округа.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 3 Закона N 144/2016-ОЗ, органы местного самоуправления обязаны при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 144/2016-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, установленными настоящим Законом, сроком на один год. Согласно статье 9 настоящий Закон вступает в силу с 01.01.2017.
Из указанных нормативно-правовых актов следует, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района, принимают органы местного самоуправления этого муниципального района по согласованию с уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, и Временным порядком направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области об изменении (установлении) вида разрешенного использования земельных участков, утвержденным распоряжением Минмособлимущества от 20.02.2016 N 13ВР-335, таким уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений Московской области.
Таким образом, компетентным органом по принятию решения об изменении вида разрешенного использования является администрация.
Министерство строительного комплекса Московской области указывало на то, что суды не учитывали проект планировки территории на жилую группу по адресу: г. Раменское, Микрорайон N 1, ул. Стахановская, утвержденный постановлением Главы Раменского муниципального района Московской области от 07.04.2010 N 858.
Как установлено в судебном заседании 13.09.2017, указанный проект планировки в материалах дела имеется. Согласно данному проекту, земельные участки с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 входят в зону многоэтажной застройки.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным доводом, исходя из следующего.
Так, Приказом N 540 утвержден Классификатор, в соответствии с которым устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и возможность строительства на них тех или иных объектов.
Согласно Классификатору, такой вид разрешенного использования как многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) подразумевает следующее использование земельного участка:
размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир);
благоустройство и озеленение придомовых территорий;
обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок;
размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома.
Таким образом, в случае изменения вида разрешенного использования земельных участков на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", размещение на них предусмотренных проектом многоэтажного жилого дома, спортивной площадки, а также зоны благоустройства и озеленения не противоречит ни Генеральному плану городского поселения Раменское, ни утвержденному проекту планировки территории, ни Классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Учитывая изложенное, необходимым и достаточным способом восстановления права заявителя суды правомерно сочли обязать администрацию принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Обязание администрации принять вышеназванный акт обеспечит восстановление прав заявителя в полной мере, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требования в части обязания министерства согласовать проект решения администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0110203:25, 50:23:0110203:26, 50:23:0110203:27, 50:23:0110203:35, 50:23:0110203:39, 50:23:0110203:45 с вида разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" на вид: "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2017 года по делу N А41-24629/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.