город Москва |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А41-44504/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сергеев К.Б., решение от 23.11.2016;
от заинтересованных лиц: от Администрации городского округа Химки Московской области: Первушин Н.О., доверенность от 26.07.2018; от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Ялыманов Р.М., доверенность от 14.12.2017; от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 15 августа 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
третьего лица - Комитета лесного хозяйства Московской области
на постановление от 27 февраля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-44504/16
по заявлению ООО "Торгимпорт"
об оспаривании отказа
к Администрации городского округа Химки Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торгимпорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация) и Министерству имущественных отношений Московской области (далее - министерство) с заявлением о:
- признании за обществом права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 за плату с ценой продажи равной пятнадцати процентам его кадастровой стоимости;
- обязании администрации и министерства в установленные законом сроки предоставить в собственность обществу земельный участок с кадастровым номером 50:10:020402:0934 за плату с ценой продажи равной пятнадцати процентам его кадастровой стоимости, в том числе обязав администрацию подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его на согласование в министерство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 21.12.2017 Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В Десятый арбитражный апелляционный суд от ООО "Торгимпорт" поступило ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором общество просило:
- признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 28.03.2016, в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934, площадью 9.000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации многофункционального общественно-бытового и торгово-досугового комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, квартал "Ивакино" (вблизи бывшей деревни Ивакино);
- обязать администрацию в срок не более 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять постановление о предоставлении в собственность ООО "Торгимпорт" земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934, площадью 9.000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного и использования: для строительства и эксплуатации многофункционального общественно-бытового и торгово-досугового комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, квартал "Ивакино" (вблизи бывшей деревни Ивакино);
- обязать администрацию в срок не более 45 дней с даты вступления постановления суда в законную силу направить обществу подписанный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934, площадью 9.000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации многофункционального общественно-бытового и торгово-досугового комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, квартал "Ивакино" (вблизи бывшей деревни Ивакино).
Уточнение заявленных обществом требований принято судом апелляционной инстанции, поскольку по сравнению с первоначально заявленными требованиями общество изменило только предмет требований; основание заявленных требований - наличие у общества права на приобретение спорного земельного участка в собственность на основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации осталось прежним.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2018 года решение суда первой инстанции отменено; заявленные требования к администрации удовлетворены; в удовлетворении заявленных требований к министерству отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Министерство имущественных отношений Московской области и третье лицо - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области доводы кассационной жалобы не поддержал.
Представители заявителя и заинтересованного лица - Администрации городского округа Химки Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 на основании договора аренды от 27.07.2006 ЮА N 67, заключенного между ООО "Торгимпорт" и администрацией во исполнение постановления Главы городского округа Химки от 21.06.2006 N 804.
На указанном земельном участке находятся два объекта недвижимости: нежилое здание, площадью 294 кв.м, дата госрегистрации права - 19.03.2015 и забор протяженностью 384 м, дата госрегистрации - 28.05.2015, собственником которых является общество.
14.11.2015 и 17.11.2015 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 в собственность на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В письме от 28.03.2016 администрация сообщила об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, указав на несоразмерность площади земельного участка площади здания и забора заявителя, а также в связи тем, что земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Посчитав отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, отказ администрации в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка выражен в письме, датированном 28.03.2016.
С требованием для защиты своих прав общество обратилось в Арбитражный суд Московской области путем подачи заявления в электронном виде 09.07.2016.
Однако, как установлено апелляционным судом, письмо от 28.03.2016 администрацией в адрес общества не направлялось.
Указанное обстоятельство подтвердил в заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации.
О содержании указанного письма и причинах отказа в предоставлении земельного участка в собственность обществу стало известно уже после обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением при предоставлении администрацией копии указанного письма в материалы дела, в связи с чем общество и обратилось в суд первой инстанции с заявлением об изменении предмета требований.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в уполномоченный орган подается заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, с указанием обязательных реквизитов.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно указанному перечню при обращении с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель должен представить в уполномоченный орган документы:
- удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, или на испрашиваемый земельный участок, если право на них не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав;
- сообщение заявителя, содержащее перечень всех объектов, расположенных на испрашиваемом участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров;
- кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка), кадастровый паспорт объекта, расположенного на участке;
- выписка из Единого государственного реестра прав о правах на приобретаемый участок и расположенных на нем объектов (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что с заявлением ООО "Торгимпорт" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 в собственность в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в администрацию были представлены все предусмотренные законодательством документы.
Одним из оснований для отказа администрации в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка явилось то, что земельный участок расположен на землях лесного фонда согласно сведениям, поступившим из Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Оспаривая отказ администрации по данному основанию, общество ссылается на отсутствие в документах государственного кадастрового учета сведений о наложении либо пересечении земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 с землями лесного фонда.
В целях разрешения вопроса о том, имеется ли наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020402:934 на границы земель государственного лесного фонда определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" - Никулиной Т.А., Пельмегову А.С. и Кудряшову М.В.
Судом на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- установить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020402:934 на границы земель государственного лесного фонда согласно материалам лесоустройства;
- если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала и с указанием координат участка, имеющего наложение на земли государственного лесного фонда.
Согласно заключению экспертов от 28.04.2017 эксперты пришли к выводу о наличии наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 и выдела N 48 квартала 1 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества (по плану лесных участков лист 2539).
Указанное исследование проводилось по планово-картографическим материалам лесоустройства: по плану лесных участков в масштабе 1:25000 (лист 2539) и таксационному описанию лесничества квартал 1 выделы 36-54 Химкинский район.
Как пояснила апелляционному суду вызванная в судебное заседание эксперт Никулина Т.А., при проведении экспертизы имела место погрешность при определении координат точек границ земельных участков.
Точность определения координат характерных точек по плану лесных участков в масштабе 1:25000 (лист 2539) составляет 12,95 м. Указанная погрешность не позволяет с достаточной степенью точностью определить наличии либо отсутствие наложений границ спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Согласно пункту 6 приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения", значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, должна составлять не более 5 метров.
Эксперт Никулина Т.А. также пояснила, что точно определить координаты характерных точек и установить, имеется ли пересечение границ земельного участка с землями лесного фонда можно при проведении экспертизы по материалам лесоустройства в масштабе 1:10000.
С учетом изложенного по ходатайству ООО "Торгимпорт" определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 была назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза по вопросу: установить по планшету МОСНИИПИЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Р-47-83-Б-6-4 (2539) масштаба 1:10000, к каким землям относились земли государственного лесного фонда (выдел 48 квартала 1 Клинского сельского участкового лесничества) в период с 2001 по 2003 гг. (на дату подготовки планшета).
Согласно заключению экспертов ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" от 15.11.2017 по планшету МОСНИИПИЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Р-47-83-Б-6-4 (2539) масштаба 1:10000 установлено, что по состоянию на 2003 год на планшете МОСНИИПИЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Р-47-83-Б-6-4 отсутствует отображение границ земель государственного лесного фонда выдела N 438 квартала 1 Клинского сельского участкового лесничества; на планшете МОСНИИПИЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Р-47-83-Б-6-4 территорию выдела N 48 квартала 1 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества занимает участок земли, площадью 119,8 га, с разрешенным использованием - под индивидуальное жилищное строительство.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертов ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" от 15.11.2017, апелляционный суд посчитал, что оно соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подтверждает отсутствие пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 с землями лесного фонда.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС, РГИС Московской области) была создана на основании постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области".
В соответствии с указанным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
РГИС функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательством того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
В данном случае факт отсутствия пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 с землями лесного фонда подтвержден дополнительной экспертизой, проведенной на основании материалов землеустройства и лесоустройства, в том числе: планшета МОСНИИПИЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Р-47-83-Б-6-4 (2539) в масштабе 1:10000, плана лесных участков (лист 2539), таксационного описания Химкинского района квартала 1 выделы 46-54, кадастрового плана земельного участка, кадастровой выписки в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934 и других документов.
В обоснование отказа в предоставлении обществу в собственность земельного участка администрация сослалась на заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области об имеющихся ограничениях оборотоспособности земельного участка, поскольку он расположен на землях лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Также согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Таким образом, законодателем установлен приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости перед сведениями, содержащимися в иных документах.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" при обращении с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса, заявитель должен представить в уполномоченный орган кадастровый паспорт земельного участка (кадастровую выписку), выписку из Единого государственного реестра прав о правах на приобретаемый участок.
Согласно кадастровым выпискам от 28.10.2014 МО-14/3B-1773763 и от 15.09.2016 N 99/2016/7649096 земельный участок с кадастровым номером 50:10:020402:0934 имеет следующие уникальные характеристики: статус - ранее учтенный; дата постановки на учет - 05.06.2006; площадь - 9.000 кв.м; адрес: Московская обл., г. Химки, квартал "Ивакино", (вблизи бывшей деревин Ивакино); категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатика, земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации многофункционального общественно-бытового и торгово-досугового комплекса).
Местоположение границ земельных участков описано координатами характерных точек в системе координат МСК-50 зона 2.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:10:020402:0934 был сформирован и поставлен на кадастровый учет, его границы определены на местности в установленном законодательством порядке.
Сведений о наложении (пересечении) границ земельного участка с границами земель лесного фонда в ЕГРН не имеется.
Доказательства того, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:10:020402:0934, содержащиеся в ЕГРН, были оспорены, в материалах дела отсутствуют.
Апелляционный суд указал, что суду такие доказательства также не представлены.
Ни при заключении договора от 27.07.2006 ЮА N 67 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934, ни в самом договоре не имеется сведений о том, что земельный участок расположен на землях лесного фонда.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации пояснил, что администрация не возражает против предоставления спорного земельного участка в собственность заявителя в случае установления отсутствия наложения (пересечения) границ земельного участка с границами земель лесного фонда.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что основанием для отказа администрации в предоставлении обществу в собственность земельного участка явилась также несоразмерность площади земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению от 28.04.2017, выполненному ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ", в соответствии со сложившимся порядком пользования, сведениями государственного кадастра недвижимости, проектной документацией, градостроительной документацией (разрешение на строительство от 05.07.2012 N RU50301000-108, градостроительным планом N RU50301000-108-GPU152814, разрешением на ввод в эксплуатацию от 31.12.2014 N RU50301000-176), площадь и границы земельного участка, необходимого для нормального функционирования и эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 50:10:0020402:2121, принадлежащего на праве собственности ООО "Торгимпорт", соответствуют кадастровым сведениям о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020402:934.
Апелляционным судом также учтено, что при предоставлении спорного земельного участка в 2006 году его площадь была определена не только для строительства, но и эксплуатации возводимого объекта. Кроме того, указанный земельный участок по его границам огорожен забором, право собственности на который как на объект недвижимого имущества возникло у истца в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вид разрешенного использования земельного участка соответствует назначению объекта недвижимости, на нем расположенного. При производстве экспертизы иную площадь и конфигурацию земельного участка, в отличие от существующей и соответствующей как кадастровым данным, так и сложившемуся порядку для нормального функционирования и эксплуатации принадлежащего обществу здания, эксперты установить не смогли. В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы могли свидетельствовать, что спорный земельный участок для использования и эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимого имущества может иметь иную площадь и конфигурацию в отличие от тех сведений, которые содержатся в разрешительной, проектной и кадастровой документации.
При указанных обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что в представленных обществом в администрацию документах государственного кадастрового учета отсутствовали сведения о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда, соразмерность площади земельного участка площади, необходимой для эксплуатации принадлежащих обществу зданий и сооружений, отсутствие других предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка в собственность, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с признанием незаконными оспариваемого отказа администрации, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, у заинтересованного лица возникает обязанность по устранению допущенных нарушений и, следовательно, принять постановление о предоставлении ООО "Торгимпорт" в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934, площадью 9.000 кв.м, а также в срок не более 45 дней с даты принятия настоящего постановления направить в адрес ООО "Торгимпорт" подписанный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:10:020402:0934, площадью 9.000 кв.м.
В удовлетворении требований ООО "Торгимпорт", заявленных к Министерству имущественных отношений Московской области, судом апелляционной инстанции правомерно отказано по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" с 01.01.2015 принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014 N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" в подпункте 2 пункта 3 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
Таким образом, Министерство имущественных отношений Московской области является ненадлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу, оснований для удовлетворения требований к министерству не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2018 года по делу N А41-44504/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом также учтено, что при предоставлении спорного земельного участка в 2006 году его площадь была определена не только для строительства, но и эксплуатации возводимого объекта. Кроме того, указанный земельный участок по его границам огорожен забором, право собственности на который как на объект недвижимого имущества возникло у истца в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вид разрешенного использования земельного участка соответствует назначению объекта недвижимости, на нем расположенного. При производстве экспертизы иную площадь и конфигурацию земельного участка, в отличие от существующей и соответствующей как кадастровым данным, так и сложившемуся порядку для нормального функционирования и эксплуатации принадлежащего обществу здания, эксперты установить не смогли. В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы могли свидетельствовать, что спорный земельный участок для использования и эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимого имущества может иметь иную площадь и конфигурацию в отличие от тех сведений, которые содержатся в разрешительной, проектной и кадастровой документации.
При указанных обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что в представленных обществом в администрацию документах государственного кадастрового учета отсутствовали сведения о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда, соразмерность площади земельного участка площади, необходимой для эксплуатации принадлежащих обществу зданий и сооружений, отсутствие других предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка в собственность, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка является незаконным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2018 г. N Ф05-8546/18 по делу N А41-44504/2016