г. Москва |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А40-3701/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Завирюха Л.В.
судей Малюшина А.А., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от истца: Бурцева Н.А., доверенность от 05.01.2017
от ответчика: Бекетова А.А., доверенность от 09.01.2018
рассмотрев 05 февраля 2018 года в судебном заседании кассационные жалобы
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2017 года,
принятое судьей Кухаренко Ю.Н.,
на постановление от 03 октября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Юрковой Н.В., Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
по иску ООО "Авиакор-Стандарт"
к Минобороны России, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВИАКОР-Стандарт" (далее - общество "АВИАКОР-Стандарт") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - учреждение) с иском о взыскании 1 287 973 руб. 41 коп. задолженности за период с 01.11.2014 по 31.10.2015, в том числе: 799 475 руб. 67 коп. за содержание и коммунальные услуги; 158 095 руб. 96 коп. за охрану квартир; 330 401 руб. 78 коп. пени. При недостаточности денежных средств у учреждения истец просил взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2017 иск удовлетворен.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 решение суда первой инстанции изменено. С учреждения в пользу общества "АВИАКОР - Стандарт" взысканы 795 022 руб. 02 коп. задолженности за содержание и коммунальные услуги; 156 961 руб. 30 коп. - за охрану квартир и 328 755 руб. 13 коп. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано. При недостаточности денежных средств у учреждения взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационным жалобам Минобороны России и учреждения. Заявители просят отменить решение и постановление в части удовлетворения исковых требований, ссылаются на несоответствие выводов суда, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом не учтено, что собственниками жилых помещений избран способ управления многоквартирными домами - ТСЖ, а потому надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ "Крутые ключи", а не учреждение. При этом доказательств того, что между истцом и ТСЖ "Крутые ключи" в спорный период был заключен договор управления, материалы дела не содержат. Кроме того, согласно информации с сайта www.reformagkh.ru, который предназначен для раскрытия информации об управляющих компаниях, утвержденного приказом Минрегиона России от 02.04.2013 N 124, отсутствуют какие-либо сведения о том, что истец осуществляет управление спорными многоквартирными домами NN 15, 16, 19, 20, расположенными по адресу: г. Самара, Красноглинский район, жилой микрорайон Крутые ключи.
В заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения поддержал доводы кассационных жалоб. Минобороны России, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило. Общество "АВИАКОР - Стандарт" возражало против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в отзывах.
Обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению жалоб.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "Авиакор" являлось собственником квартир в жилых домах N 1 - 22, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, жилой микрорайон Крутые ключи.
Между ЗАО "ППСО АО "Авиакор" и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации 19.04.2010 был заключен государственный контракт N 2 190410/3 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Общая площадь передаваемых жилых помещений (1203 квартир) составила 63910,9 кв. м. (пункт 1.2. дополнительного соглашения от 25.11.2010 к контракту).
Согласно актам приема-передачи федерального имущества, в оперативное управление от 25.07.2011, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации N 1078 от 02.07.2011 и N1112 от 09.07.2011 передало в оперативное управление учреждения 1203 квартиры в многоквартирных жилых домах NN 1 - 22, расположенных по адресу г. Самара, Красноглинский район, жилой микрорайон Крутые ключи.
14.10.2010 между обществом "АВИАКОР-Стандарт" (управляющая организация) и ЗАО "ППСО АО "Авиакор" заключен договор управления многоквартирными домами.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах истец выбран в качестве управляющей организации, что подтверждается протоколом N 1 от 10.12.2010 общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по указанному выше адресу (всего 55 домов).
Истец, как управляющая организация, обеспечивает предоставление коммунальных услуг, производит их оплату ресурсоснабжающим организациям, что подтверждается договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями, актами и счетами-фактурами об оказании коммунальных услуг (поставке ресурсов), платежными документами об оплате истцом коммунальных услуг. Тарифы, на основании которых рассчитывается плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не превышают тарифы на услуги по содержанию и ремонту жилого фонда г. Самары, установленные постановлении главы городского округа Самары от 18.12.2007 N 1153 "Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара" (в редакции постановлений Администрации городского округа Самара от 10.08.2009 N 746, от 16.12.2009 N 1396, от 28.12.2009 N 1475).
Во исполнение решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах управляющая организация заключила с ООО "Частная охранная организация "СКМ Безопасность" договор охраны объектов N 03/11 от 01.01.2011.
В соответствии с пунктом 4.1. договора стоимость охраны имущества, находящегося в квартирах многоквартирных жилых домов N N 1 - 22, составляет 635 500 руб. в месяц за 1680 квартир, тем самым, 455 000 рублей в месяц приходиться на охрану 1203 квартир, принадлежащих Российской Федерации.
Уклонение учреждения от оплаты коммунальных услуг и услуг за охрану квартир, оказанных в период с 01.11.2014 по 31.10.2015, явилось основанием обращения управляющей компании в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд указал на то, что факт исполнения управляющей организацией обязательств по предоставлению коммунальных услуг подтверждается договорами, заключенными истцом с ресурсоснабжающими организациями, актами и счетами-фактурами об оказании коммунальных услуг (поставке ресурсов), платежными документами об оплате истцом коммунальных услуг.
Согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление, которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.
Проверяя обоснованность представленного управляющей организацией расчета задолженности, суд апелляционной инстанции установил, что часть квартир в указанных выше многоквартирных домах передана гражданам по договорам служебного найма жилых помещений.
В отношении квартиры N 84 дом 14 договор расторгнут, счет закрыт с 29.05.2015, в отношении квартиры N 58 дом 18 договор расторгнут, счет закрыт с 22.03.2015. Квартиры N 49 дом 18, N 4 дом 16, N 43 дом 21 переданы в собственность.
Истцом из расчета задолженности исключены начисления за квартиры, переданные нанимателям.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что пени за период с 01.11.2014 по 31.10.2015 за неуплату содержания жилья и коммунальных услуг составляют 330 401 руб. 78 коп.
Суд апелляционной инстанции признал указанный расчет неверным в связи с неправильным определением размера долга за ноябрь 2014; июнь, сентябрь и октябрь 2015.
Суд апелляционной инстанции, исключив из расчета задолженности за ноябрь 2014; июнь, сентябрь и октябрь 2015 начисления в отношении квартир, переданных по договорам найма, взыскал пени в размере 328 755 руб. 13 коп.
Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене принятых по делу судебных актов. Выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Иная оценка заявителями кассационных жалоб фактических обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2017 года по делу N А40-3701/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.