г. Москва |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А40-43949/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен 14.02.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "АРГО-ТРАНС" - извещено, представитель не явился;
от Центральной энергетической таможни - Джафарова А.Д. (представителя по доверенности от 15.12.2017);
от общества с ограниченной ответственностью "ФОРАС" - Коршунова А.Ю. (представителя по доверенности от 21.12.2017);
рассмотрев 08.02.2018 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Транс"
на решение от 01.06.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление от 06.09.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-43949/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРГО-ТРАНС"
к Центральной энергетической таможне,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ФОРАС"
об оспаривании решения и требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АРГО-ТРАНС" (далее - заявитель, декларант, общество, ООО "АРГО-ТРАНС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможня) о признании незаконными решения таможни от 20.12.2016 N 10006000/201216/ЗДзО-0029/-/З и требования от 26.12.2016 N 106.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ФОРАС" (далее - ООО "ФОРАС").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "АРГО-ТРАНС" просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
ООО "АРГО-ТРАНС", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель ООО "ФОРАС" поддержал доводы кассационной жалобы ООО "АРГО-ТРАНС".
Представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ООО "ФОРАС" и таможни, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, правильность применения судами норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.07.2016 заявителем в таможню была подана декларация на товары N 10006110/220716/0012313 (далее - ДТ).
Указанная ДТ была подана в таможню с целью помещения под таможенную процедуру "экспорт" вывозимого с территории Российской Федерации в Литву железнодорожным транспортом товара, заявленного, согласно графе 31 ДТ, как "прочие средние дистилляты для специфических процессов переработки: дистиллят газового конденсата, сорт А, вид I, ТУ 0251-014-21212060-2016, при температуре 210 град. C (метод ASTM D86) перегоняется 88,0% об., при температуре 250 град. C (метод ASTM D86) перегоняется 91,5% об., температура конца кипения (по методу ASTM D86) 329 град. C, наименование процесса переработки - риформинг, в количестве 287414 кг, изготовитель: ООО "ФОРАС", заявлен код ТН ВЭД ЕАЭС 2710191100.
При проведении таможенного контроля в отношении ДТ и представленных с ней документов таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки и назначении таможенной экспертизы по указанной ДТ, поручив ее проведение экспертно-криминалистической службе таможни.
В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) от декларанта поступило обращение о выпуске ДТ под обеспечение уплаты вывозной таможенной пошлины в связи с чем, 26.07.2016 было принято решение о выпуске ДТ под обеспечение уплаты вывозной таможенной пошлины.
На основании экспертного заключения от 04.10.2016 N 029275-2016 таможней было вынесено классификационное решение N РКТ-10006110-16/000019, в соответствии с которым товар, представленный к таможенному контролю по ДТ в соответствии с основными правилами интерпретации 1 и 6 утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 должен классифицироваться в подсубпозиции 2709 00 900 9 ТНВЭД ЕАЭС.
Решением таможни от 08.11.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ скорректированы графы 31, 33, 47 данной ДТ.
На основании решения по классификации товара от 03.11.2016 N РКТ-10006110-16/000019 изменилась ставка вывозной таможенной пошлины на сырой нефтепродукт, вывозимый за пределы таможенной территории ЕЭС со ставки 38,3 долларов США за 1 тонну на 95,9 долларов США за 1 тонну.
Поскольку товар по ДТ был выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей (таможенная расписка от 26.07.2016 N 10006110/260716/ТР-5625277 на сумму 1 055 173,96 рублей), в связи с неисполнением обязательств, обеспеченного денежным залогом, на основании части 3 статьи 154 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), таможней 20.12.2016 было принято оспариваемое решение о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин по ДТ, позднее 26.12.2016, таможней в адрес общества направлено требование об уплате пени за просрочку уплаты вывозной таможенной пошлины на сумму 52 723,52 рублей.
Не согласившись с таможней, общество оспорило решение и требование в судебном порядке
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенным декларированием является заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Из пункта 2 статьи 52 ТК ТС следует, что проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
Согласно пункту 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о товаре, в том числе их классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу нормы статьи 105 Закона о таможенном регулировании для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется ТН ВЭД, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850.
Согласно пункту 6 Положения о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2.
Согласно ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями ОПИ 2 - 4 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам; для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с Наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД России).
Судами установлено, что в рассматриваемом случае правовое значение приобретают наименование товарных позиций 2709 и 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, а равно соответствующих товарных подсубпозиций.
Согласно Правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
Исходя из текстов товарных подсубпозиций товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС следует: - в товарной подсубпозиций 2709 00 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются газовые конденсаты с определенными физико-химическими характеристиками и добытые на газоконденсатных месторождениях, указанных в примечании 9 к ТН ВЭД ЕАЭС, при условии подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса государства - члена Таможенного союза, совместно с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования государства - члена Таможенного союза.
В товарной подсубпозиций 2709 00 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС должны классифицироваться газовые конденсаты, добытые на прочих газоконденсатных месторождениях, в товарной субпозиции 2709 00 900 ТН ВЭД ЕАЭС должны классифицироваться прочие нефтепродукты сырые, в том числе и нефть сырая.
Так, в товарных подсубпозициях 2709 00 900 1 - 2709 00 900 4 классифицируется нефть с определенными физико-химическими характеристиками и добытая на нефтяных месторождениях, указанных в примечаниях 8 и 10 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, при условии подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса государства - члена Таможенного союза, совместно с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Суды указали, что экспортируемый товар обладает более широким фракционным составом, в котором наряду с легкой и средней фракцией присутствует тяжелая фракция углеводородов, что нехарактерно для нефтяных дистиллятов, а характерно для газовых конденсатов/сырой нефти. Плотность, содержание серы и хлористых солей, приведенные в сертификатах качества, характерны для газовых конденсатов/сырой нефти, то данный товар поименован в тексте товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пояснениями к субпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 "Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород" в данную товарную позицию включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путем деструктивной перегонки битуминозных пород. Данный продукт поименован в тексте товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (вместе с "Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" (Том I. Разделы I - VI. Группы 01-28)) установлено следующее.
В товарную позицию 2709 включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путем деструктивной перегонки битуминозных пород. Также в данную товарную позицию включаются газовые конденсаты, то есть сырые нефтепродукты, получаемые при стабилизации природного газа, осуществляемой непосредственно после его добычи.
Таким образом, законодательно определено, какие именно продукты могут включаться в позицию 2709 ТН ВЭД ЕАЭС, к ним относятся: сырая нефть; сырые нефтепродукты; газовые конденсаты. Таким образом, в товарную позицию 2709 ТН ВЭД ЕАЭС включаются любые нефтепродукты, обладающие свойствами сырых нефтепродуктов и полученные из различных источников, например: путем удаления из сырой нефти тяжелых остаточных продуктов (тяжелых нефтяных фракций), в результате, которого получаются сырые нефтепродукты, обладающие характерными свойствами газовых конденсатов; путем добавления к газовым конденсатам тяжелых остатков (тяжелых нефтяных фракций) в результате смешения которых получаются сырые нефтепродукты, обладающие характерными свойствами сырой нефти; или полученные в результате смешения различных нефтяных и/или газоконденсатных фракций и обладающие свойствами сырых нефтепродуктов таких как, газовый конденсат или сырая нефть.
Согласно пункту 7 Пояснений к товарной позиции 2709 "Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород", даже если сырая нефть/газовый конденсат подвергался процессу обессоливания, то он не утрачивает свойства сырой нефти, и будет рассматриваться как товары товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС. Переработка товара на ЭЛОУ (удаление хлористых солей и воды), с точки зрения ТН ВЭД ЕАЭС не относится к технологическим процессам переработки товара, изменяющим свойства сырой нефти/газового конденсата.
Как установлено судами и следует из материалов дела, данный товар был задекларирован в подсубпозиции 2710 19 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Судами также установлено, что экспертным заключением от 04.10.2016 установлены следующие значения: до 80 °C перегоняется - 12% об., до 200 °C - 88% об., до 210 °C - 89% об., до 250 °C - 93,5% об., до 300 °C - 97% об., плотность при 20 °C 0,737 г/см3; плотность при 15 °C 0,742 г/см3; температура вспышки в закрытом тигле ниже 0°С. В то же время исследуемая проба товара содержит растворенные газообразные углеводороды (пропан, изобутан и бутан), характерные для сырых нефтепродуктов и имеет низкие плотность (0,742 г/см3) и температуру вспышки в закрытом тигле (ниже 0 °C) не характерные для средних дистиллятов.
Исходя из результатов исследования, эксперт пришел к выводу о том, что по установленным физико-химическим показателям (фракционному составу, содержанию растворенных газов, температуре вспышки в закрытом тигле, плотности, вязкости) исследуемая проба не является фракцией нефти или газового конденсата, перечисленных в пояснениях к товарной позиции 2710, не является также смесью фракций с более или менее широким фракционным составом (например, смесью бензина и керосина). Исследуемая проба не соответствует ни одному товарному нефтепродукту, известному из нормативной и справочной литературы. Представленный на исследование товар наиболее близок по своему химическому составу к сырым нефтепродуктам - газовому конденсату. Соответственно, товар не может быть классифицирован как средние дистилляты прочие, для специфических процессов переработки.
Экспертное заключение по форме и содержанию соответствует предъявляемым к нему статьей 142 ТК ТС требованиям.
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая законными решение и требование таможни, суды пришли к выводу, что оформленный товар по вышеуказанной ДТ должен классифицироваться в подсубпозиции 2709 00 900 9 "Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород: - прочие: - прочие: прочие".
Доводы декларанта о том, что РКТ вынесены в результате неверного и неполного трактования положений ТН ВЭД ЕАЭС, неправильного применения Основных правил интерпретации, отклонены судами, правовая оценка данным доводам отражена в оспариваемых судебных актах.
Указанный товар, согласно графе 33 спорной ДТ, был задекларирован в подсубпозиции 2710 19 110 0 ТН ВЭД ТС - нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых, средние дистилляты прочие, для специфических процессов переработки. Однако согласно накладной N 21834209, на основании которых товар был погружен по спорной ДТ, соответствовал коду ГНГ 27090010.
Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1-5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 АПК РФ является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Заявленные в кассационной жалобе доводы отклоняются судом как выражающие несогласие заявителя с результатами оценки судами имеющихся в деле и представленных обеими сторонами спора доказательств, и направленные на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 по делу N А40-43949/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Григорьева И.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850.
Согласно пункту 6 Положения о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2.
...
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (вместе с "Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" (Том I. Разделы I - VI. Группы 01-28)) установлено следующее.
...
Экспертное заключение по форме и содержанию соответствует предъявляемым к нему статьей 142 ТК ТС требованиям."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2018 г. N Ф05-18851/17 по делу N А40-43949/2017