город Москва |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А41-34462/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюка В.М. (дов. N 27ДОВ-618 от 14.12.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Котельники Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 15 февраля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на постановление от 19 октября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Хомяковым Э.Г.,
по делу N А41-34462/17
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 143402, Московская область, Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
к Администрации городского округа Котельники Московской области (ОГРН 1025003213047; 140054, Московская область, г. Котельники, ул. Новая, д. 16)
о признании незаконными постановлений,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ: по обращению Грачевой Ю.А. в адрес Президента Российской Федерации о незаконном использовании лесного участка на территории Томилинского участкового лесничества, рядом с конечной остановкой маршрутного такси N 872, вблизи домов 4, 4А и 6 микрорайона Южный г. Котельники Московской области должностными лицами Подольского филиала ГКУ МО "Мособллес" проведена проверка.
В ходе проверки установлено, в границах квартала 5 выдела 3 Томилинского участкового лесничества размещена конечная остановка маршрутного такси с торговыми павильонами, палатками, навесами и пунктом быстрого питания "Бистро", указанные объекты размещены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050202:1787, расположенном по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. "Южный".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787 площадью 58 кв. м отнесен к категории земли населенных пунктов с разрешенным использованием - "под размещение остановки с торговым павильоном".
Поскольку указанный земельный участок находится в границах земель лесного фонда квартала 5 выдела 3 Томилинского участкового лесничества, Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, заявитель) 26 декабря 2016 г. направил Администрации городского округа Котельники Московской области (далее - Администрация, ответчик) запрос о предоставлении информации по указанному земельному участку.
Из ответа Администрации от 26 декабря 2016 г. N 1170 Г-4122 следует, что торговый павильон размещен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050202:1787 площадью 58 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения.
Указанный павильон установлен на указанном земельном участке без получения соответствующего разрешения.
В соответствии с положением о порядке демонтажа самовольно размещенных некапитальных объектов на территории городского округа Котельники Московской области данный объект подлежит демонтажу.
К указанному письму Администрация дополнительно направила копии документов, в соответствии с которыми формировался земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787, а именно: постановление Главы городского округа Котельники Московской области от 27 февраля 2010 г. N 176 ПГ; акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка; постановление Главы городского округа Котельники Московской области от 01 марта 2010 г. N 178 ПГ; схема расположения земельного участка на кадастровом плане.
Полагая, что спорный земельный участок незаконно сформирован из земель лесного фонда на основании данных актов, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Котельники Московской области о признании незаконными постановления Главы городского округа Котельники Московской области от 27 февраля 2010 г. N 176 ПГ, акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка, постановления Главы городского округа Котельники Московской области от 01 марта 2010 г. N 178 ПГ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2017 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требования Комитета лесного хозяйства Московской области о признании недействительным акта комиссии по выбору (обследованию) земельного участка. Производство по делу в указанной части судом прекращено. В остальной части решения суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация городского округа Котельники Московской области просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Администрации городского округа Котельники Московской области и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Частью 1 статьи 5 Закона о кадастре предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона о кадастре).
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о кадастре при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона о кадастре установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Согласно статьям 26, 27 Закона о кадастре документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части оспариваемых постановлений, суды пришли к выводу, что Комитетом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, поскольку имеется спор о праве на землю, который не может быть разрешен при предъявлении требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами также указано на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на подачу заявления в арбитражный суд.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в части оспариваемых постановлений.
Прекращая производство по делу в части требования о признании незаконным акта Комиссии по выбору (обследованию) земельного участка на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый акт не является ненормативным правовым актом, вопрос о законности которого может быть разрешен арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку он не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний и распоряжений.
Суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области указывает на то, что судами не проверялась законность предоставления земельных участков в собственность, не проверялось наличие полномочий органов местного самоуправления на предоставление спорного земельного участка, не исследовался вопрос для каких исключительных государственных и общественных нужд был сформирован участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787, площадью 58 кв.м, и из каких земель.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку по настоящему делу не подлежит разрешению спор о праве. Обжалуемые постановления вынесены не в отношении Комитета лесного хозяйства Московской области.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2017 г. по делу N А41-34462/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.