г. Москва |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А40-77327/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Денисовой Н.Д.
судей Дунаевой Н.Ю., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от заявителя Витушинский Г.И. - Воробьев В.А., дов. от 21.04.17
от ответчика МИ ФНС России N 46 по г. Москве - Чиж А.А., дов. от 06.10.17 N 07-17/125390
от третьего лица ООО "Проект Полюс" - Дорофеев П.В., дов. от 01.09.17,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Витушинского Геннадия Ивановича на решение от 14 августа 2017 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Поздняковым В.Д., на постановление от 08 ноября 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Яковлевой Л.Г., Румянцевым П.В., Мухиным С.М.,
по заявлению Витушинского Геннадия Ивановича
к МИ ФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550)
третье лицо ООО "Проект Полюс"
об оспаривании решения о предстоящем исключении недействующего ООО "СтройСити" из ЕГРЮЛ; решения об отказе в государственной регистрации Витушинского Г.И. в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени ООО "Проект Полюс",
УСТАНОВИЛ:
Витушинский Г.И. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (далее - ответчик, инспекция) об оспаривании решения от 03.06.2016 N 195042 о предстоящем исключении недействующего ООО "СтройСити" (ОГРН 1087746720269) из ЕГРЮЛ; решения от 17.01.2017 N 2564 А об отказе в государственной регистрации Витушинского Г.И. в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени ООО "Проект Полюс"; бездействия по не включению в ЕГРЮЛ записи о прекращении полномочий Витушинского Г.И. в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени ООО "СтройСити".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст. 51 АПК РФ привлечено ООО "Проект Полюс".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2017 года, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель - Витушинский Геннадий Иванович обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы заявителя - Витушинского Геннадия Ивановича опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель ответчика против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Представитель ООО "Проект Полюс" поддержал доводы кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве из ИФНС России N 27 по г. Москве поступили справка N 16412-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, справка N 16412-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ООО "СтройСити", по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
Инспекцией было принято решение от 03.06.2015 N 195042 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "СтройСити" из ЕГРЮЛ.
Сведения о предстоящем исключении ООО "СтройСити" 08.06.2015 были опубликованы в Вестнике государственной регистрации (N 22(585)).
В течение трех месяцев после публикации сообщения в инспекцию, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр. 2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "СтройСити".
Не согласившись с решением от 03.06.2016 N 195042 о предстоящем исключении недействующего ООО "СтройСити" (ОГРН 1087746720269) из ЕГРЮЛ; решением от 17.01.2017 N 2564 А об отказе в государственной регистрации Витушинского Г.И. в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени ООО "Проект Полюс"; бездействием по не включению в ЕГРЮЛ записи о прекращении полномочий Витушинского Г.И. в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени ООО "СтройСити", Витушинский Г.И. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанций верно указано, что предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 21.1 указанного Федерального закона, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются ГК РФ и Законом N 129-ФЗ.
По смыслу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются: документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что действия инспекции о предстоящем исключении недействующего ООО "СтройСити" из ЕГРЮЛ соответствуют закону.
Каких-либо доводов, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств (непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), которые в силу ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ являются основанием для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявителем не приведено.
Довод заявителя о прекращении его полномочий ( предоставленных на шесть месяцов) до момента исключения ООО "СтройСити" из ЕГРЮЛ подлежит отклонению.
Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство оперативной деятельностью общества, принимает решения, связанные с деятельностью юридического лица и заключает договоры. Кроме того, единоличный исполнительный орган создает, изменяет и прекращает трудовые правоотношения, он представляет интересы организации, несет ответственность за деятельность юридического лица.
Витушинский Г.И. являлся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "СтройСити", до момента принятия решения о предстоящем исключении, а, следовательно, на него были возложены обязанности по управлению обществом и его действия (бездействие) могли привести к таким последствиям как исключение общества из ЕГРЮЛ как недействующего.
По решению об отказе в государственной регистрации N 2564А от 17.01.2017 судом установлено следующее.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое в соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается: если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица, либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ;
имевших на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесена в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
На момент принятия решения об отказе в государственной регистрации инспекция располагала информацией, что Витушинский Г.И. имел право действовать без доверенности от имени юридического лица ООО "Стройсити" ОГРН 1087746720269. На момент исключения ООО "Стройсити" из ЕГРЮЛ общество имело задолженность перед бюджетом, и указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица. 26.09.2015 в отношении ООО "Стройсити" была внесена запись ГРН 6167749259617 об исключении из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа.
Сведения о Витушинском Г.И. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Стройсити", были внесены 11.02.2016 ГРН 6167746206490.
Следовательно, на момент внесения указанной записи Витушинский Геннадий Иванович (ИНН 501706924634) являлся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "Стройсити".
Таким образом, оспариваемое решение инспекции об отказе в государственной регистрации в полной мере соответствует закону.
В отношении требования о включении в ЕГРЮЛ записи о прекращении полномочий Витушинского Г.И. в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО "СтройСити" судами обоснованно учтено следующее.
В силу п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Необходимыми условиями внесения записи в ЕГРЮЛ являются: 1) наличие предусмотренного законом порядка для внесения той или иной регистрационной записи, 2) соблюдение порядка обращения в регистрирующий орган, 3) соответствие документов (заявления и приложений к нему), представляемых лицом, обращающимся за государственной регистрацией, соответствующим требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно п. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме N Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора. При этом закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Таким образом, для внесения в ЕГРЮЛ изменений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица в регистрирующий орган в установленном законом порядке необходимо представить документы, предусмотренные п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 августа 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2017 года по делу N А40-77327/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи: |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.