город Москва |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А41-3198/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецовым В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) СНТ "Вязы": Левченко Н.А. - Председателя правления (протокол N 1 от 25.06.2016 г.), Рокоссовского П.В. (дов. от 01.01.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 15 февраля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 21 июля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
постановление от 27 октября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-3198/17
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Вязы" (143050, Московская область, Одинцовский район, дер. Малые Вяземы)
к Федеральному агентству лесного хозяйства (115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
о внесении изменений в сведения ГКН,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области" ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ: на основании решения Исполкома N 629/19 садоводческому некоммерческому товариществу "Вязы" (далее - СНТ "Вязы", товарищество, истец) был предоставлен земельный участок площадью 11,58 га в кв. 51 и 59 Жаворонковского лесничества Звенигородского лесхоза Одинцовского района, в лесах 1 группы.
16 января 1967 г. истцу предоставлены два земельных участка площадью 3,95 га кв. 40 и 41 Жаворонковского лесничества Звенигородского лесхоза Одинцовского района в лесах 1 группы и площадью 4,8 га там же кв. 46 на основании Решения N 32/1 Исполкома Мособлсовета.
17 октября 1967 г. СНТ "Вязы" выделен земельный участок площадью 0,5 га из земель кв. 40 Жаворонковского лесничества Звенигородского лесхоза на основании Решения исполкома Одинцовского городского совета депутатов трудящихся.
23 августа 1991 г. СНТ "Вязы" выделен земельный участок общей площадью 0,74 га (не покрытые лесом) из земель Жаворонковского лесничества кв. кв. 72, 81, 82, 93, 94 на основании решения N 977/20 Одинцовского городского совета народных депутатов Московской области.
Постановлением Главы администрации Большевяземского с.о. Одинцовского района Московской области от 03 сентября 1992 г. N 432, постановлениями Главы администрации Одинцовского района Московской области от 11 мая 1993 г. N 988 и от 03 апреля 1995 г. N 639 СНТ "Вязы" переданы в коллективно-долевую собственность земли общего пользования размером 2,70 га, в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 4,13 га и переданы в ведение Большевяземского с.о. земли размером 20,97 га.
Из указанных земельных участков сформированы земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования товарищества, площадью 30 838 кв.м и площадью 223 351 кв.м.
Во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2009 г. по делу N А41-13779/09 границы указанных земельных участков согласованы Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз), что подтверждается копиями актов о согласовании границ от 19 апреля 2011 г.
На основании решения Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2012 г. по делу N А41-387/12 Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области издано постановление от 24 июля 2012 г. N 2304 об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 30 838 кв.м и 223 351 кв.м в границах Одинцовского муниципального района городского поселения Большие Вяземы.
При проведения кадастровых работ по постановке указанных земельных участков кадастровым инженером выявлен факт пересечения границ участков площадью 30 838 кв.м и 223 351 кв.м с границами лесных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237.
Согласно кадастровым выпискам и выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237 находятся в федеральной собственности, отнесены к землям лесного фонда, поставлены на кадастровый учет в 2009 году.
Поскольку внести в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении общей границы СНТ "Вязы" невозможно без изменения (уточнения) местоположения границ земельных участков лесного фонда, истец 21 сентября 2016 г. направил в адрес Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ответчик) претензию, которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, СНТ "Вязы" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки путем установления местоположения границ земельных участков общего пользования и земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237 (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
В целях установления границ спорных земельных участков на земли лесного фонда суд в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 10 апреля 2017 г. назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Элит Хаус Гео", эксперту Маковееву И.Б.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Имеется ли пересечение границ СНТ "Вязы", утвержденных Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 24 июля 2012 г. N 2304, указанных в схеме расположения земельных участков, и границ земельных участков Государственного лесного фонда с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237? Если имеется, то описать его.
2. Пересекается ли граница земель СНТ "Вязы", согласованная с ФГУ "Мосрегионлес", с границей земельных участков Государственного лесного фонда с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237 по планшету?
3. Является ли данное пересечение границ кадастровой ошибкой? Указать, каким образом возможно устранить пересечение границ земельных участков с учетом сохранения утвержденной границы земельных участков СНТ "Вязы".
4. Установить площадь и координаты земельного участка СНТ "Вязы", установить площадь и координаты земельного участка лесного фонда с исключением площади пересечения с землями СНТ "Вязы".
По результатам экспертизы ООО "Элит Хаус Гео" представило в материалы дела заключение N 046/17/СТЭ, в котором эксперт изложил выводы о том, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237 пересекаются с утвержденными границами земельных участков СНТ "Вязы" площадью 30 838 кв.м и 223 351 кв.м, чертеж границ и пересечений приведены в приложениях 1, 6. Пересечение границ спорных участков является реестровой ошибкой. В таблицах 10 - 16 установлены площадь и границы спорных участков, исключающие пересечение и наложение границ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2017 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу СНТ "Вязы" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство лесного хозяйства поддерживает доводы кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции представитель СНТ "Вязы" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 7 статьи 38 названного закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из части 1 статьи 39 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 40 Закона о кадастре если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В силу частей 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона о кадастре в отношении лесных участков согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно положениям статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что в сведениях ЕГРН о местоположении границ лесных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237 допущены кадастровые (реестровые) ошибки, подлежащие исправлению.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, в том числе экспертном заключении.
При проведении землеустроительной экспертизы эксперт исследовал документы лесоустройства, представленные в дело Комитетом лесного хозяйства Московской области, по результатам которой пришел к выводу о том, что на планшете лесоустройства территория СНТ "Вязы" указана как смежное землепользование и обозначена литером "В", из чего следует, что земли СНТ "Вязы" не входят в земли Государственного лесного фонда; в целом общая конфигурация земель СНТ "Вязы" и земель Государственного лесного фонда схожи. Расхождения в конфигурации границ земель СНТ "Вязы" и земель Государственного лесного фонда достигают на чертеже 40 метров и вызваны неточностью совмещения изображений и погрешностью составления материалов лесоустройства.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 названного кодекса сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Судами также принято во внимание, что акты согласования были подписаны компетентным органом на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда, при этом в представленных в материалы дела кадастровых делах на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0070502:234, 50:20:0070502:235, 50:20:0070502:236, 50:20:0070502:237 не имеется лесоустроительной документации, подтверждающей местоположение границ таких участков в 2008 - 2009 годах.
Установив указанные обстоятельства, суды сделали обоснованный вывод о наличии кадастровой (реестровой) ошибки.
Доводы Комитета лесного хозяйства о наличии факта самовольного захвата СНТ "Вязы" участков лесного фонда не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2017 г. по делу N А41-3198/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.