г. Москва |
|
1 марта 2018 г. |
Дело N А40-40815/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО фирма "СКАЙФОР" - Зайцев В.В., доверенность от 2 февраля 2018 года;
от заинтересованного лица: Министерства промышленности и торговли - Тимашков Ю.В., доверенность от 31 мая 2017 года, Кимлык И.С., доверенность от 14 декабря 2017 года, Кузина О.А., доверенность от 31 мая 2017 года;
рассмотрев 14-21 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО фирма "СКАЙФОР"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 июля 2017 года,
принятое судьей Поляковой А.Б.
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 10 октября 2017 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по делу N А40-40815/2017,
по заявлению ЗАО фирма "СКАЙФОР"
к Министерству промышленности и торговли
о признании незаконным решения от 22 декабря 2016 года, о наложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Фирма "Скайфор" (далее - ЗАО Фирма "Скайфор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) о признании незаконными решений об отказе в подтверждении целевого назначения ввозимого товара по заявлениям ЗАО Фирма "Скайфор" от 22 декабря 2016 года, оформленных письмами от 20 января 2017 года N 2898/18, от 07 февраля 2017 года N 8441/18, и о возложении обязанности подтвердить целевое назначение ввозимого товара для заявления при ввозе товара кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза далее - ТН ВЭД ТС) 8411 81 000 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2017 года, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, ЗАО Фирма "Скайфор" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права. Заявитель полагает, что примененный Минпромторгом приказ не распространяется на заявленный ЗАО Фирма "Скайфор" код товара, следовательно, отказ в подтверждении целевого назначения товара незаконен. решения Минпромторга и судебных органов приняты вследствие неправильного применения норм материального права - вышеуказанного приказа и ТН ВЭД ТС, по следующим основаниям.
Представитель ЗАО Фирма "Скайфор" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
В судебном заседании представители Минпромторга возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО Фирма "Скайфор" 22 декабря 2016 года обратилось в Минпромторг с заявлением о подтверждении целевого назначения ввозимого товара - вспомогательной силовой установки (ВСУ) SAFIR 5K/G MI код ТН ВЭД 8411 81 0001 (далее - товар, установка).
Письмом Минпромторга от 20 января 2017 года N 2898/18 ЗАО Фирма "Скайфор" отказано в подтверждение целевого назначения ввозимой заявителем установки.
В ответ на повторное заявление, письмом Минпромторга от 07 февраля 2017 года N 8441/18 отказано в повторном рассмотрении заявления от 22 декабря 2016 года в подтверждении целевого назначения товара (вспомогательная силовая установка вертолета Ми-8МТВ-1) для его классификации по коду ТН ВЭД ТС 8411 81 0001. В качестве оснований для отказа Минпромторг России указал в обжалуемом решении на несоответствие ЗАО фирма "СКАЙФОР" требованиям, установленным приказом Минпромторга от 27 июня 2013 года N 999, так как ЗАО фирма "СКАЙФОР" не осуществляло производство авиационных двигателей и (или) гражданских воздушных судов (отсутствовали лицензия на данный вид деятельности и сертификат типа (договор на создание опытного образца) авиационного двигателя или гражданского воздушного судна). Решения по обращениям Минпромторга в Коллегию Евразийской комиссии и Минэкономразвития по вопросу разъяснения порядка подтверждения или внесения изменений в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года, не принято.
Полагая, что принятые Минпромторгом России решения не соответствуют закону ЗАО Фирма "Скайфор" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований и соглашаясь с правомерностью оспариваемых отказов Минпромторга, руководствовались приказом Минпромторга от 27 июня 2013 года N 999 "Об организации в Минпромторге России по подтверждению целевого назначения ввозимых авиационных двигателей и гражданских воздушных судов или отдельных видов оборудования для авиационной промышленности" (далее - Приказ N 999).
В Приказе N 999 указаны коды ТН ВЭД ТС, в соответствии с которыми Минпромторг осуществляет подтверждение целевого назначения ввозимых товаров.
Судами установлено, что код ТН ВЭД ТС 8411 81 000 1 в указанном приказе не поименован, следовательно Минпромторг не уполномочен рассматривать заявление ЗАО Фирма "Скайфор" о подтверждении назначения ввозимой установки.
При этом суды отклонили доводы общества о том, что Приказ N 999 не может применяться при подтверждении целевого назначения спорной установки по коду ТН ВЭД ТС 8411 81 0001.
Между тем, кассационная коллегия приходит к выводу, что такие выводы судов являются ошибочными.
Как следует из пункта 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года), международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - Гармонизированная система), функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершена в Брюсселе 14 июня 1983 года).
С учетом этого участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер, унифицированный в большинстве государств мира, и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов, что являлось бы недопустимым в публичных правоотношениях.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто Минпромторгом, что ввезенный обществом товар, исходя из описания, конструкционных особенностей, принципа работы и функционального назначения, представляет собой вспомогательную силовую установку (ВСУ) SAFIR 5K/G MI вертолета Ми-8МТВ-1.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза".
В соответствии с ТН ВЭД ТС, установка отнесена ЗАО Фирма "Скайфор" к категории товара (код товара) 8411 81 000 1: Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие: турбины газовые прочие: мощностью не более 5000 кВт: для гражданских воздушных судов.
Данный код товара имеет, согласно ТН ВЭД ТС, примечание <5>.
Согласно примечанию <5> к ТН ВЭД ТС, сведения о том, что ввозимые товары, предназначены для использования на соответствующем транспорте (целевое назначение ввозимого товара), должно быть подтверждено уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - члена Евразийского экономического союза.
Минпромторг является, согласно ТН ВЭД ТС, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - члена Евразийского экономического союза.
Таким образом, Минпромторг уполномочен рассматривать заявления импортеров товаров, код ТН ВЭД ТС которых имеет примечание <5>.
В целях реализации ТН ВЭД ТС Минпромторгом принят приказ Приказ N 999.
Подпунктом "а" пункта 1 указанного приказа установлено, что департамент авиационной промышленности Минпромторга рассматривает поступившие в Министерство документы для подтверждения целевого назначения ввозимых комплектующих изделий, ряда сырьевых товаров для производства авиационных двигателей и гражданских воздушных судов или отдельных видов оборудования для авиационной промышленности, декларируемых кодами товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза по перечню, согласно Приложению к настоящему приказу (далее - декларируемый товар), включающие:
заявление, содержащее данные о заявителе (организации, осуществляющей разработку или производство авиационной техники (далее - организация-производитель), либо организации, осуществляющей поставку декларируемого товара в интересах организации-производителя (далее - организация-посредник)), ввозимом декларируемом товаре, декларируемом коде ТН ВЭД ТС;
копии контрактов (договоров) с поставщиком декларируемого товара, предусматривающего его ввоз на территорию Российской Федерации, заверенного подписью и печатью заявителя (с копиями контрактов (договоров) организации-посредника с организацией-производителем о продаже (либо финансовой аренде) декларируемого товара, в случае поставки декларируемого товара посредником);
копию лицензии, выданной организации-производителю на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники или на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники;
технические описания, технические характеристики, паспорт, подтверждающие соответствие декларируемого товара кодам ТН ВЭД ТС (при отсутствии таких сведений в контракте (договоре) с поставщиком);
копию сертификата типа (договора на создание опытного образца) авиационного двигателя или гражданского воздушного судна, подтверждающего производство организацией-производителем авиационных двигателей или гражданских воздушных судов (при ввозе на территорию Российской Федерации комплектующих изделий или сырьевых товаров);
по результатам рассмотрения подготавливать проект письма о подтверждении (невозможности подтверждения) целевого назначения декларируемого товара (далее - письмо) и представлять его на подпись уполномоченному заместителю Министра (или лицу, его замещающему);
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что процедура подачи заявления о подтверждении целевого назначения декларируемого товара ЗАО Фирма "Скайфор" не нарушена.
Приложением к Приказу N 999 установлен Перечень кодов товаров, в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Судами установлено, что код ТН ВЭД ТС 8411 81 000 1 не входит в указанный перечень, в связи с чем, Минпромторг не уполномочен подтверждать целевое назначение такого товара.
Кассационная коллегия находит данный вывод судов основанным на неправильном применении норм материального права.
Как установлено частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" является международным договором, подписанным Российской Федерацией, как членом Евразийского экономического союза ("Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29 мая 2014 года)
Таким образом, применение ТН ВЭД ТС является общеобязательным на территории Российской Федерации, как стороны международного договора. Нарушение принципов ТН ВЭД ТС недопустимо, как ухудшающее положение субъектов предпринимательства, и нарушающее положение международных правовых норм.
Так же, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 02 февраля 2006 года N 17-О, от 08 апреля 2010 года N 453-О-О, согласно статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Данный конституционный принцип носит универсальный характер и оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, в том числе на отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (абзац третий пункта 1 статьи 2 ГК Российской Федерации).
Раскрывая содержание конституционного принципа равенства применительно к отношениям с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что, поскольку субъекты предпринимательской деятельности равны перед законом, государство не вправе вводить неоправданные льготы или преференции либо неравный правовой режим функционирования в одинаковых отношениях и ситуациях. Как указано в Определении от 6 декабря 2001 года N 255-О положение статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус.
Основанием оспариваемых отказов в согласование целевого назначения декларируемого товара стало отсутствие кода ТН ВЭД ТС 8411 81 000 1 в Приказе N 999, а так же отсутствие в указанном приказе формулировки, относящейся к спорному коду товара.
Так, согласно приказу N 999, Минпромторг осуществляет выдачу подтверждения целевого назначения ввозимых комплектующих изделий, ряда сырьевых товаров "для производства авиационных двигателей и (или) гражданских воздушных судов" или отдельных видов оборудования "для авиационной промышленности".
Отказывая ЗАО Фирма "Скайфор" в подтверждении целевого назначения товара Минпромторг указал, что данный приказ не распространяется на товары с формулировкой (сноской) "для гражданских воздушных судов".
Кассационная коллегия приходит к выводу, что данные доводы Минпромторга нарушают установленный Конституцией Российской Федерации принцип равенства субъектов предпринимательской деятельности перед законом.
ЗАО Фирма "Скайфор", как лицо, ввозящее на территорию Российской Федерации товар, относящийся к ТН ВЭД ТС 8411 81 000 1 и имеющий специальные условия ввоза с применением процедуры подтверждения целевого назначения, не должно быть ущемлено в праве на использование указанного кода, и как следствие воспользоваться таможенной льготой, товара ввиду отсутствия у Минпромторг специального порядка подтверждения конкретного кода товара.
Неподтверждение Минпромторгом кода ТН ВЭД ТС 8411 81 000 1 ухудшает положение ЗАО Фирма "Скайфор" как субъекта предпринимательской деятельности, обязывая задекларировать ввозимый товар с кодом 8411 81 000 9 (ставка таможенной пошлины 7,5).
Так же, Минпромторг указывает, что в связи с отсутствием установленного порядка подтверждения целевого назначения товаров с формулировкой "для гражданских воздушных судов", орган рекомендует ЗАО Фирма "Скайфор" обратиться в Министерство экономического развития и Коллегию евразийской комиссии за внесение в ТН ВЭД ТС изменений в части спорной формулировки.
Отсутствие установленного порядка подтверждения Минпромторгом целевого назначения кода товара ТН ВЭД ТС 8411 81 000 1 не должно нарушать права декларантов, учитывая наличие у Минпромторга установленной международным договором обязанности подтверждать целевое назначение таких товаров.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная коллегия приходит к выводу, что решения от 20 января 2017 года N 2898/18, от 07 февраля 2017 года N 8441/18 не соответствуют требованиям закона и нарушают права ЗАО Фирма "Скайфор" в сфере предпринимательской деятельности, лишая возможности задекларировать товар с соответствующим кодом ТН ВЭД ТС.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рамках устранения допущенного нарушения суд вправе обязать Минпромторг совершить соответствующие действия, а в случае необходимости - рассмотреть заявление (послужившее основанием принятия Минпромторг оспоренного в суде решения) повторно, с учетом решения суда.
Поскольку оспариваемым решением затрагиваются права и законные интересы заявителя, а оспариваемое решение признано судом несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и охраняемые законом интересы общества при осуществлении им хозяйственной деятельности, кассационная коллегия считает, что Минпромторг, учитывая вышеизложенное, обязан повторно рассмотреть заявление ЗАО фирма "СКАЙФОР" о подтверждении целевого назначения ввозимого товара и принять соответствующее решение.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 года по делу N А40-40815/2017 отменить. Признать незаконным решение Минпромторга России об отказе в подтверждении целевого назначения ввозимого товара по заявлению ЗАО фирма "СКАЙФОР" от 22 декабря 2016 года. Обязать Минпромторг России рассмотреть заявление ЗАО фирма "СКАЙФОР" о подтверждении целевого назначения ввозимого товара и принять соответствующее решение.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.