город Москва |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А40-20399/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Саакян Ю.С., доверенность от 27.12.2017;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 21 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 25 мая 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление от 12 сентября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-20399/16
по заявлению ООО "КАТ"
об оспаривании распоряжения
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра", судебный пристав-исполнитель Нагоева М.А.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "КАТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 14.12.2015 N 24079.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" и судебный пристав-исполнитель Нагоева М.А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "КАТ" является собственником нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Кетчерская, д. 15А.
28.08.2014 ООО "КАТ" обратилось в Департамент с заявлением об оказании государственной услуги - выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Кетчерская, д. 15А, на кадастровой карте (плане) территории.
Письмом от 15.09.2014 N 33-5-25042/14-(0)-1 Департаментом в предоставлении государственной услуги отказано.
Суды установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2015 по делу N А40-184646/14 отказ в предоставлении государственной признан незаконным, суд обязал Департамент выдать ООО "КАТ" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Кетчерская, д. 15А, на кадастровой карте (плане) территории (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанного решения суда Департаментом принято распоряжение от 14.12.2015 N 24079 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:03:0007007:88 с сохранением в измененных границах", которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0007007:88 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0007007:88 в измененных границах. Проектная площадь образуемого земельного участка составила 110 кв.м.
Не согласившись с распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из фактических обстоятельств и нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 4 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судами установлено, что оспариваемым распоряжением Департамента от 14.12.2015 N 24079 нарушены пункты 4, 6 статьи 11.9, пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, распоряжение является незаконным, так как утверждает схему расположения земельного участка только под частью здания по адресу: г. Москва, ул. Кетчерская, д. 15А, а не под всем зданием.
В соответствии с пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-20399/16 в удовлетворении исковых требований Департамента о признании спорного объекта самовольной постройкой отказано (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды пришли к обоснованному выводу, что доводы заявителя о том, что границы сформированы под половиной здания, подтверждены представленными доказательствами, в том числе выпиской из технического паспорта на спорное здание, в которой указана площадь застройки.
Таким образом, заявленные требования обоснованно удовлетворены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку ООО "КАТ" соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2017 года по делу N А40-20399/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.