г. Москва |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А40-173418/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Новосёлова А.Л., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца - Величко В.А., дов. от 26.10.2017 г.;
от ответчика - Гунина И.В., дов. N 57 от 01.11.2017 г.,
рассмотрев 28 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Город"
на постановление от 11 октября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Проценко А.И., Левиной Т.Ю., Семикиной О.Н.,
по иску ООО "Город" (ОГРН 1107746080958, ИНН 7703715020)
к ГБУ "Московские ярмарки" (ОГРН 1037725000180, ИНН 7725242056)
о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Город" обратилось с иском к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Московские Ярмарки" о признании недействительным решения от 27.07.16 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 13-ГК/16 от 22.04.16.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2017 года исковые требования были удовлетворены, суд признал недействительным решение ГБУ "Московские Ярмарки" от 27.07.16 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 13-ГК/16 от 22.04.16 (т. 2, л.д. 75-76).
Определением от 06 сентября 2017 года Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку суд апелляционной инстанции установил, что в деле отсутствует оригинал протокола судебного заседания, а вместо него вшит черновой вариант протокола с иными датами и составом суда (т. 2, л.д. 96).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года вышеназванное решение было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленного иска (т. 2, л.д. 110-113).
Не согласившись с принятым постановлением, ООО "Город" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал, в том числе и по мотивам, изложенным вотзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между ГБУ "Московские ярмарки" и ООО "Город" по результатам открытого аукциона в электронной форме 22 апреля 2016 года были заключены государственные контракты N 11-ГК/16, N 12-ГК/16, N 13-ГК/16 на оказание услуг по уборке и санитарному содержанию территории ярмарок выходного дня на территории 6 административных округов (СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЦАО, САО) города Москвы. В соответствии с условиями государственного контракта от 22.04.2016 N 13- ГК/16, ООО "Город" обязался оказать услуги по вывозу и утилизации мусора, включая биологические (пищевые) отходы и твердые бытовые отходы (ТБО) с территории ярмарок выходного дня, расположенных на территории ЦАО, САО города Москвы в объеме, установленном в сметной документации и в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта. 27 июля 2016 года ГБУ "Московские ярмарки" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 13-ГК/16 в связи с нарушениями ООО "Город" условий государственного контракта и оказанием услуг ненадлежащего качества в соответствии с п. 8.1.2.5 государственного контракта. При этом решение заказчика от 27.07.2016 N 14-02/923 было получено ООО "Город" 28 июля 2016 года на руки, что подтверждается подписью генерального директора О.В. Перлиной и отметкой о входящем N 05/07 от 28.07.2016.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в суд с настоящим иском в суд, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается обжалуемым постановлением. При этом суд исходил из того, что согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, что это было предусмотрено контрактом. Право ГБУ "Московские ярмарки" на односторонний отказ от исполнения государственного контракта предусмотрено пп. 8.1.2 государственного контракта от 22.04.2016 N 13-ГК/16.
Так, в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.07.2016 N 14-02/922 была указана причина одностороннего отказа ГБУ "Московские ярмарки" - "в связи с неоднократным нарушением ООО "Город" условий государственного контракта N 13-ГК/16 и оказанием услуг ненадлежащего качества в соответствии с пп. 8.1.2.5 государственного контракта". Также ГБУ "Московские ярмарки" письмом от 08.08.2016 N 14-02/1043 дополнительно разъяснило ООО "Город" причину расторжения государственного контракта с приложением подтверждающих документов. Кроме того, в адрес ООО "Город" ранее 14.06.2016 N 14574496-1, 01.07.2016 N 14-02/719, 29.07.2016 N 14-02/936 были направлены претензии, в которых указывались все нарушения, выявленные в ходе внеплановых выездных проверок ТОУ Роспотребнадзора г. Москвы с участием прокуратур административных округов города Москвы, территорий площадок ярмарок выходного дня, расположенных в САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЦАО города Москвы, ОАТИ г. Москвы, а также по итогам жалоб граждан, а именно: отсутствие регулярной связи с операторами подрядчика; вывоз мусора с площадок происходит в ночное время или на следующий день; поступление жалоб от населения, префектуры, управы и контролирующих органов о переполненных контейнерах и неубранной от мусора территории вблизи ярмарок выходного дня; контейнеры БИО не имеют верхней крышки и маркировки; качество контейнеров не соответствует санитарно-техническим требованиям; отсутствие уборки мусора, просыпавшегося при погрузке контейнеров и бункеров в автомашину; бункеры для ТБО переполнены более чем на 2/3, несвоевременный вывоз ТБО и БИО отходов; вместо контейнера для сбора пищевых отходов на солнце установлен строительный контейнер, отсутствуют специальные (отдельные) контейнеры с крышками для сбора и временного хранения пищевых отходов; бункер для сбора ТБО не защищен от воздействия атмосферных осадков (навес или брезентовое укрытие отсутствуют). В приложение к указанным претензиям были направлены подтверждающие документы-постановления о назначении административного наказания юридическому лицу с указанием выявленных нарушений, адресов площадок, даты проверок. Причем ООО "Город" было предложено незамедлительно с момента получения претензий устранить все выявленные нарушения. Однако ООО "Город" выявленные нарушения не устранило, направило в адрес ГБУ "Московские ярмарки" возражения на претензию от 17.06.2016 N 83/-6-16, в которых отказалось признать выявленные нарушения как следствие ненадлежащим образом оказанных услуг. Подтверждающие документы в обоснование своих возражений ООО "Город" представлены не были.
Согласно п. 7.6 государственного контракта, под ненадлежащим исполнением исполнителем своих обязательств понимается результат оказания услуг, не соответствующий требованиям, установленным настоящими контрактами, а также техническими заданиями. В соответствии с п. 4 технического задания, вывоз ТБО и биологических (пищевых) отходов должен осуществляться по мере заполнения контейнеров (бункеров), но не реже, чем 1 раз в сутки по дням работы ярмарок выходного дня по заявке заказчика (пятница, суббота, воскресенье) с каждой площадки ярмарки выходного дня в течение всего срока действия контракта. Оказание услуг по вывозу ТБО, включая биологические (пищевые) отходы, включает: вывоз ТБО, включая биологические (пищевые) отходы, с территории ярмарок выходного дня; уборку мусора, просыпавшегося при погрузке контейнеров и бункеров в автомашину, которая производится исполнителем; транспортировку ТБО, включая биологические (пищевые) отходы, на специализированный объект утилизации; обеспечение контейнеров и бункеров защитным укрытием при транспортировке их до места утилизации; промывка и обработка дезинфицирующими составами контейнеров, бункеров в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора. Согласно п. 6 технического задания, услуги осуществляются согласно заявке заказчика на вывоз мусора с ярмарок выходного дня в контейнерах (бункерах) исполнителя в соответствии с санитарными нормами и с требованиями соответствующих нормативно-правовых документов, принятых на территории РФ, регламентирующих оказание данной услуги. Вывоз мусора должен быть осуществлен не более, чем через 4 часа с момента получения заявки заказчика. При этом исполнитель должен оказывать услуги не позднее 23 часов вечера и не раньше 7 часов утра в соответствии с Законом г. Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве".
Так, в силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В соответствии с п. п. 6, 7, 8 технического задания к государственному контракту, исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с санитарными нормами и с требованиями соответствующих нормативно-правовых документов, принятых на территории РФ, регламентирующих оказание данной услуги, а также обеспечить соблюдение экологического законодательства и экологических нормативов в соответствии с правовыми актами РФ и города Москвы.
Согласно п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01, для сбора мусора предусматриваются раздельные контейнеры с крышками. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. В соответствии с п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.).
Как было установлено судом, в период с 17 июня 2016 года по 21 июля 2016 года территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по г. Москве 9 административных округов города Москвы с привлечением межрайонных прокуратур города Москвы проводилась проверка работы ярмарок выходного дня в городе Москве. В ходе проверок были выявлены нарушения санитарных правил и требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе в 6 административных округах города Москвы, на территории которых услуги по вывозу мусора оказывает ООО "Город". При этом ГБУ "Московские ярмарки" было признано виновным в совершении административных правонарушений и подверглось наложению штрафов. Общая сумма административных штрафов за нарушения требований при обращении с отходами в СВАО, ВАО, ЮЗАО, ЮАО, ЦАО, САО, наложенных на ГБУ "Московские ярмарки", составила 860.000 рублей (ЦАО - 450.000 руб.; САО - 10.000 руб.; ВАО - 300.000 руб.; ЮАО - 100.000 руб.).
В связи с началом работы ярмарок выходного дня на портал "Наш город" и в префектуры административных округов г. Москвы поступали жалобы граждан по вопросу своевременного вывоза мусора, а также о нарушении требований Закона города Москвы от 12.07.2016 N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве".
Как усматривается из претензии и иных доказательств, имеющихся в материалах дела, в целях соблюдения требований федерального законодательства и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения прокуратурой Северо-Восточного административного округа с участием ТОУ Роспотребнадзор по СВАО г. Москвы, ТОУ Роспотребнадзор по ЦАО г. Москвы 17.04.2016 и 23.06.2016 были проведены комиссионные проверки площадок ярмарок выходного дня по адресам: г. Москва, ул. Лескова, вл. 14, Ярославское ш., вл. 114, ул. Тайнинская, д. 24, Комсомольский проспект, 22, Щепкина, д. 47, стр. 2. При этом в ходе проверок были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления: поверхность приемников-накопителей (мусоросборников) не покрыта защитными укрытиями, бункеры и контейнеры для ТБО и биоотходов переполнены, в связи с чем в отношении ГБУ "Московские ярмарки было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами с участием специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЦАО г. Москвы. 23.06.2016 была проведена проверка площадок ярмарок по адресам: г. Москва, Комсомольский проспект, 22, Щепкина, д. 47, стр. 2, Старокирочкиный пер., вл.1/47, в ходе которых были выявлены нарушения - на контейнере для сбора ТБО отсутствует водонепроницаемое покрытие, бункер и контейнер для сбора пищевых отходов и мусора переполнены более чем на 2/3, вместо контейнера для сбора пищевых отходов на солнце установлен строительный контейнер, отсутствуют специальные (отдельные) контейнеры с крышками для сбора и временного хранения пищевых отходов. Кроме того, в отношении ГБУ "Московские ярмарки было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и выписано представление об устранении нарушений санитарного законодательства (т. 1, л.д. 56 - 57), после чего постановлением N 23-00991 от 19.07.2016 года ГБУ "Московские ярмарки" было привлечено к административной ответственности виде штрафа в размере 450.000 руб.
ГБУ "Московские ярмарки" в целях соблюдения требований федерального законодательства и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по итогам конкурсных процедур в рамках Федерального закона N 44-ФЗ заключило с ООО "Город" государственный контракт на оказание услуг N13-ГК/16 ввиду отсутствия в его штатном расписании соответствующих специалистов, необходимых ресурсов (на балансе предприятия отсутствуют контейнеры для сбора отходов, специализированные транспортные средства, необходимый инвентарь и проч.). Таким образом, ГБУ "Московские ярмарки", делегировав свои функции по вывозу мусора с площадок ярмарок выходного дня ООО "Город" и предусмотрев в государственном контракте соответствие оказываемых ими услуг всем санитарным нормам и правилам, установленным законодательством РФ, действовало добросовестно и законно, приняв все меры к соблюдению санитарных норм и правил, организовав эту работу в полном соответствии с п. 2.3.12 Устава Учреждения. Однако ненадлежащее исполнение ООО "Город" своих обязательств по государственным контрактам повлекло привлечение ГБУ "Московские ярмарки" к административной ответственности с наложением административных штрафов.
В соответствии п. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Как усматривается из материалов дела, решение было отправлено в адрес ООО "Город" заказным письмом с уведомлением и электронной почтой по адресам, указанным в государственных контрактах в соответствии с п. 13.1 государственного контракта, что подтверждается почтовой квитанцией N 06329 от 28.07.2016.
В соответствии с п. 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю указанного уведомления. Датой уведомления ООО "Город" о решении ГБУ "Московские ярмарки" об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 13-ГК/16 следует считать 28 июля 2016 года. Кроме того, перед отправкой указанного решения заказным письмом ГБУ "Московские ярмарки" были предприняты меры по доставке нарочно указанного решения ООО "Город" по адресу, указанному в государственном контракте: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 34, оф. 32. Однако офис ООО "Город" по указанному адресу отсутствует, работники ООО "Город", по телефону, указанному в государственном контракте, отказались сообщить адрес фактического местонахождения ООО "Город".
В соответствии с п. 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 13-ГК/16 было размещено в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru 28 июля 2016 года в 11:48. Также ООО "Город" письмом от 02.08.2016 N 01/08 подтвердило получение решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 13-ГК/16 именно 28 июля 2016 года.
Таким образом, ГБУ "Московские ярмарки" предприняло все меры по исполнению требований п. 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ и надлежащему уведомлению ООО "Город" об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 13-ГК/16. После уведомления ООО "Город" об одностороннем расторжении государственного контракта N 13-ГК/16 прошли два торговых периода ярмарок выходного дня: с 29 июля по 31 июля 2016 и с 5 августа по 7 августа 2016. Однако в указанные торговые периоды ООО "Город" не устранило нарушения, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заказчик, принимая решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, действовал правомерно, а поэтому в иске отказ, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого акта, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года по делу N А40-173418/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
А.Л.Новосёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.