город Москва |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А41-20272/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истцов: представители не явились, извещены;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 27 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Комитета лесного хозяйства Московской области
на постановление от 17 ноября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Немчиновой М.А., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-20272/17
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области
об истребовании части земельного участка
к Администрации Ленинского муниципального района Московской области,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация муниципального образования сельское поселение Володарское Ленинского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) и ТУ Росимущества в Московской области (далее - Управление) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) об истребовании из незаконного владения Муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36005 площадью 6.575,16 кв.м, относящейся к землям лесного фонда квартала 30 выдела 17 Видновского участкового лесничества (Пахорский участок) Подольского лесничества в границах, указанных в иске.
Также истцы просили считать решение суда обязательным для исполнения Управлением Росреестра по Московской области в части внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36005, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с/п Володарское, пос. Володарского (л.д. 3 - 5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация муниципального образования сельское поселение Володарское Ленинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2017 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, при патрулировании территории лесного фонда произведен осмотр лесного участка: квартал 30 выдел 17 Видновского участкового лесничества (Пахорский участок), расположенного вблизи пос. Володарского, в результате чего выявлен факт нарушения лесного законодательства в границах Ленинского муниципального района Московской области.
При сопоставлении материалов лесоустройства с публичной кадастровой картой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:36005, общей площадью 14.824 кв.м, частично накладывается на земли лесного фонда Видновского участкового лесничества (Пахорский участок) квартал 30 выдел 17.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с категорией "Земли поселений (земли населенных пунктов)", разрешенное использование: для размещения объектов торгового назначения (магазины). Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:36005 отнесен к категории "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием - для размещения объектов торгового назначения (магазины).
Согласно справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, площадь наложения участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36005 на земли лесного фонда квартала 30 выдела 17 Видновского участкового лесничества (Пахорский участок) составляет 6.575,16 кв.м.
Считая, что ответчику предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцами в материалы дела представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что апелляционный суд правомерно счел выводы суда первой инстанции необоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Таким образом, правомочия собственника земельного участка состоят во владении, пользовании и распоряжении земельным участком. При этом под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над земельным участком; пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе его эксплуатации; распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы земельного участка.
Статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
Суд апелляционной инстанции установил, что обращаясь в суд с заявленными требованиями, истцы не представили надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки пересекаются с землями лесного фонда
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В силу статьи 1 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей на момент постановки спорного участка на кадастровый учет, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о кадастре, при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ. В статье 22 Закона о кадастре установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Закона о кадастре).
Суд апелляционной инстанции отметил, что в обоснование своих доводов о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:36005 расположен на землях лесного фонда, Комитет сослался на то, что данный факт подтверждается актом осмотра территории лесного участка, выкопировкой из лесоустроительного планшета, а также сведениями, содержащимися в Региональной геоинформационной системе Московской области (далее - РГИС Московской области, РГИС МО, РГИС), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 (далее - Постановление N 1335/38), которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии.
В соответствии с Постановлением N 1335/38, РГИС представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в Постановлении N 1335/38 указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области. Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия Постановления N 1335/38, а постановка спорных земельных участков на государственный кадастровый учет была осуществлена до создания и внедрения на территории Московской области данной программы. РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС МО на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Более того, постановлением Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - Постановление N 49/3) признано утратившим силу Постановление N 1335/38. В соответствии с указанным постановлением программа РГИС вводится в действие с 01.09.2017.
Апелляционный суд установил, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:36005 поставлен на государственный кадастровый учет 17.04.2015, сведения о местоположении (границах) земельного участка внесены в ГКН.
Между тем лесной участок, квартала 30 выдела 17 Видновского участкового лесничества (Пахорский участок) Подольского лесничества на государственный кадастровый учет не поставлен.
Суд апелляционной инстанции установил, что истцами в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, судом первой инстанции сторонам было предложено рассмотреть вопрос о возможности назначения по настоящему делу судебной экспертизы по вопросу о наложении земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36005. Однако истцы и ответчики ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявили.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцами факта наложения земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36005.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2017 года по делу N А41-20272/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.