город Москва |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А40-48607/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мазирка Н.В., доверенность от 29.12.2017;
от заинтересованного лица: Исхаков Р.Р., доверенность от 05.12.2018;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 22 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Московского областного УФАС России
на решение от 26 июля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кукиной С.М.,
на постановление от 16 октября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятого судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-48607/17
по заявлению ГУП МО "Мособлгаз"
об оспаривании решения
к Московскому областному УФАС России,
третье лицо: ЗАО "Безопасность",
УСТАНОВИЛ:
ГУП МО "Мособлгаз" (далее - предприятие, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения по пунктам 1, 2, 3 и 5 от 12.01.2017 по делу N 07-32-19439/16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Безопасность".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московское областное УФАС России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Рассмотрев заявление АО "Мособлгаз" о процессуальной замене ГУП МО "Мособлгаз" на АО "Мособлгаз", суд кассационной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Московским областным УФАС России 12.01.2017 принято решение по делу N 07-32-19439/16 (далее - решение) по жалобе ЗАО "Безопасность" на действия комиссии ГУП МО "Мособлгаз" при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт комплексных систем безопасности (далее - конкурс), извещение о закупке N 31604272434, размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
В соответствии с решением жалоба ЗАО "Безопасность" признана обоснованной, в действиях заказчика признано нарушение части 1 статьи 2, части 8 статьи 4, пунктов 3 и 5 части 9 статьи 4, пунктов 5, 12 и 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в действиях закупочной комиссии заказчика признано нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Не согласившись с решением антимонопольного органа по пунктам 1, 2, 3 и 5, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона о закупках, контроль за соблюдением требований этого Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормой статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем, в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения:
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ);
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Суды установили, что в настоящем случае жалоба ЗАО "Безопасность" не содержит в качестве доводов обстоятельства, приведенные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В решении антимонопольного органа не установлено фактов совершения предприятием какого-либо из действий (бездействия), предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из этого, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для принятия жалобы ЗАО "Безопасность".
В силу специальной нормы, закрепленной в части 10 статьи 3 Закона о закупках, антимонопольным органом не была соблюдена процедура принятия жалобы третьего лица, а потому вынесенный по результатам рассмотрения такой жалобы ненормативный акт является недействительным.
Отсутствие у антимонопольного органа правовых оснований для рассмотрения жалобы является самостоятельным основанием для признания решения, вынесенного по итогам рассмотрения такой жалобы, незаконным.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что жалоба ЗАО "Безопасность" не содержит в качестве доводов обстоятельства, приведенные в части 10 статьи 3 Закона о закупках, в решении антимонопольного органа также не установлено фактов совершения заявителем какого-либо действия (бездействия), у антимонопольного органа отсутствовали полномочия для принятия жалобы ЗАО "Безопасность".
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что антимонопольный орган сослался на то, что извещение о проведении конкурса и конкурсная документация не содержат количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, сведения о начальной (максимальной) цене договора, что нарушает пункты 3, 5 части 9, пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках и противоречит принципу, установленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках (информационная открытость закупки).
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При этом Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке.
В соответствии с пунктом 15.4 Положения о закупке, критерием оценки заявок на участие в закупке может быть цена единицы товара, работы, услуги.
Подпунктом 27.3.2 пункта 27.3 Положения о закупках установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, а также начальную цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную цену единицы услуги и (или) работы.
Таким образом, Положением о закупке установлена возможность закупки ГУП МО "Мособлгаз" товара, работы, услуги, цена которых определяется из стоимости единицы каждого вида товара, работы, услуги, количество (объем) которого определяется исходя из потребности предприятия.
При этом суды обоснованно отметили, что цена единицы товара, работы, услуги не является способом закупки, как ошибочно определил антимонопольный орган, а является критерием оценки заявок на участие в закупке.
Руководствуясь нормами Закона о закупках и Положения о закупках, ГУП МО "Мособлгаз" приказом от 31.10.2016 N 3-1241 утвердило закупочную документацию к конкурсу и 31.10.2016 разместило на официальном сайте извещение о проведении закупки и закупочную (конкурсную) документацию.
Согласно пункту 1.2 конкурсной документации, предметом конкурса является право заключения договора по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту комплексных систем безопасности (далее - договор). Информация о предмете договора содержится в информационной карте и разделе 13 конкурсной документации (проект договора).
В соответствии с пунктом 10.2 информационной карты конкурсной документации, условия оказания услуг определены в техническом задании (раздел 11 закупочной документации).
Суды установили, что в техническом задании конкурсной документации определен перечень объектов предприятия с указанием адресов, на которых установлены комплексы систем безопасности, подлежащих техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (страницы 35 - 37 конкурсной документации), определен срок оказания услуг - с 01.01.2017 до 31.12.2019 (страница 37 конкурсной документации), указана стоимость единицы услуги по техническому обслуживанию комплекса систем безопасности в месяц по каждому объекту (страницы 38 - 41 конкурсной документации), стоимость услуг по планово-предупредительному ремонту за каждую единицу услуги с указанием ее наименования (страницы 41 - 42 закупочной документации), перечень всех материалов с указанием наименования и стоимости за единицу, которые могут быть использованы при планово-предупредительном ремонте (страницы 42 - 127 конкурсной документации).
Также в техническом задании указана периодичность оказания услуг по техническому обслуживанию комплексов систем безопасности - 1 раз в месяц, 1 раз в год или по заявке заказчика, периодичность оказания услуг по планово-предупредительному ремонту - по заявке заказчика и общее количество установленных элементов комплексов систем безопасности (страницы 41 - 42, 127 - 149 конкурсной документации).
Предметом проекта договора (раздел 13 закупочной документации) предусмотрено следующее:
1.1. Исполнитель обязуется оказывать услуги по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - услуги) комплекса систем безопасности (далее - системы) на объектах заказчика (далее - объекты), а заказчик обязуется принимать и оплачивать в срок оказанные услуги. Перечень объектов приведен в приложении N 1 к договору
1.2. В услуги по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем включаются:
1.2.1. Техническое обслуживание (ТО) - услуги, оказываемые в плановом порядке и являющиеся совокупностью организационно-технических мероприятий, обслуживаемых систем. Периодичность услуг, обеспечивающих работоспособность оказываемых в плановом порядке, приведена в приложении N 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью.
1.2.2. Планово-предупредительный ремонт (ПНР) - услуги, связанные с заменой или ремонтом конструктивных единиц (узлов, изделий, блоков), являющихся составной частью обслуживаемых систем, являются средним ремонтом и входят в стоимость договора. Услуги по планово-предупредительному ремонту оказываются по заявке заказчика.
В соответствии с пунктом 2.2 проекта договора, стоимость услуг по техническому обслуживанию, планово-предупредительному ремонту, а также стоимость оборудования и материалов, используемых при проведении ППР, указаны в прейскуранте (приложении N 3), который является неотъемлемой частью договора.
Таким образом, объем оказываемых услуг в конкурсной документации определен исходя из потребности предприятия в услугах согласно перечню оказываемых услуг по договору.
Объем оказываемых услуг по договору ограничен общей ценой услуг за весь срок действия договора. Так, согласно пункту 2.1 проекта договора общая цена услуг исполнителя за весь срок действия договора составляет 81.532.396 руб., в том числе НДС 18% - 12.437.145,15 руб. В соответствии с пунктом 8.1 раздела N 7 "Сроки действия Договора и прекращение договорных отношений" проекта договора он вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2019 либо до даты достижения размера стоимости оказанных исполнителем по договору услуг стоимости услуг, указанной в пункте 2.1 договора, в зависимости от того, какая из дат наступит ранее.
Исходя из положений пункта 15.4 и подпункта 27.3.2 пункта 27.3 Положения о закупках, указанных условий проекта договора, технического задания конкурсной документации, в извещении о проведении закупки от 31.10.2016 предприятие в соответствии с требованиями пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, указало сведения о предмете договора - техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт комплексных систем безопасности, об общей цене оказываемых услуг, по договору в качестве стоимости общего объема оказываемых услуг по договору - 81.532.396 руб.
Поскольку указанное извещение и конкурсная документация опубликованы на официальном сайте, с ними мог ознакомиться любой потенциальный участник закупки.
Кроме того, любой участник закупки при подготовке заявки на участие в конкурсе мог получить разъяснения положений закупочной (конкурсной) документации.
Так, согласно пункту 3.2 конкурсной документации, в случае если при подготовке заявки на участие в конкурсе участнику закупки будут необходимы разъяснения положений настоящей закупочной документации, участник закупки вправе подать запрос на разъяснение положений закупочной документации, не позднее чем за пять дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Запрос на разъяснение положений закупочной документации подается на сайте ЭТП в конкретной процедуре закупки и подписывается электронной подписью (далее - ЭП). Разъяснения положений закупочной документации размещаются заказчиком на сайте ЭТП и в Единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) не позднее, чем в течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса. Разъяснение положений закупочной документации не должно изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 10.17 конкурсной документации, разъяснения положений закупочной документации предоставляются с 01.11.2016 до 25.11.2016. Разъяснения положений закупочной документации размещаются заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) и на сайте ЭТП не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса на предоставление указанных разъяснений.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что извещение о проведении конкурса и конкурсная документация соответствуют принципу информационной открытости закупки, установленной в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, извещение о проведении закупки от 31.10.2016 и закупочная (конкурсная) документация соответствуют требованиям Закона о закупках.
Пунктом 15.4 и подпунктом 27.3.2 пункта 27.3 Положения о закупках предусмотрено право осуществлять закупку ГУП МО "Мособлгаз" товара, работы, услуги, цена которых определяется из стоимости единицы каждого вида товара, работы, услуги, т.е. формировать начальную (максимальную) цену предложения.
С учетом указанных норм Положения о закупке, предприятие при проведении конкурса в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе установило критерий Ra "Цена предложения" (страница 31 закупочной документации).
При этом в Инструкции с порядком определения лучшего предложения по критерию "Цена предложения" указано, что ценой предложения является общая суммарная стоимость единичных расценок материалов и услуг, указанных в пункте 2 технического задания закупочной документации (страница 34 закупочной документации).
В соответствии с пунктом 10.4 конкурсной документации, начальная (максимальная) цена предложения определена в размере 12.419.596,68 руб., в том числе НДС 18% (страница 22 закупочной документации).
При этом общая цена услуг исполнителя за весь срок действия договора, который в соответствии с условиями закупочной документации составляет 3 года (с 01.01.2017 по 31.12.2019), определена в размере 81.532.396 руб., в том числе НДС 18% (страница 165 закупочной документации).
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что конкурсная документация содержит сведения о порядке формирования начальной (максимальной) цены предложения, включенной в критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, и такая возможность предусмотрена пунктом 15.4 и подпунктом 27.3.2 пункта 27.3 Положения о закупках.
Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках указано, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
В извещении о проведении конкурса в качестве начальной (максимальной) цены договора указана общая стоимость оказываемых услуг по договору в размере 81.532.396 руб.
Такая же начальная (максимальная) цена договора содержится в пункте 10.13 конкурсной документации (раздел "Порядок формирования цены договора") и в пункте 2.1 проекта договора.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод о том, что извещение о проведении конкурса и конкурсная документация соответствуют требованиям пункта 5 части 9 статьи 4, пункта 5 части 10 статьи 4, части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Довод Управления о том, что последнее нарушило требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, отклонив заявку ЗАО "Безопасность" на участие в конкурсе, обоснованно отклонен судами ввиду следующего.
Так, суды отметили, что антимонопольный орган указал на отсутствие в техническом задании конкурсной документации пункта 2 и указание на начальную (максимальную) цену, которую нельзя превышать, а также на то, что в заявке на участие в конкурсе ЗАО "Безопасность" содержится предложение цены договора 80.775.936 руб., что меньше начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении конкурса.
Однако суды пришли к правомерному выводу о том, что данные утверждения антимонопольного органа не соответствуют пункту 20.5 Положения о закупке и пунктам 5.4.1, 5.4.2, 7.6, 10.4 Инструкции с порядком определения лучшего предложения по критерию "Цена предложения", извещению о проведении конкурса.
При этом пункт 2 имеется в техническом задании "Прейскурант услуг" (страницы 38 - 127 конкурсной документации).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 20.5 Положения о закупке предусмотрено, что участник закупки, подавший заявку, не допускается комиссией к участию в закупке в случае несоответствия заявки участника закупки требованиям документации закупки, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы, либо если срок выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) превышает срок, установленный документацией закупки.
В соответствии с пунктом 5.4.1 конкурсной документации, цена предложения, предлагаемая участником закупки в заявке на участие в закупке, не может превышать начальную (максимальную) цену, указанную в пункте 10.4 информационной карты закупочной документации. В случае если цена предложения, указанная в заявке и предлагаемая участником закупки превышает начальную (максимальную) цену, указанную в пункте 10.4 информационной карты закупочной документации, такая заявка рассматривается закупочной комиссией и не допускается к участию в закупке на основании ее несоответствия требованиям, установленным закупочной документацией.
Пунктом 10.4 информационной карты установлено, что начальная (максимальная) цена предложения 12.419.596,68 руб., в том числе НДС 18% - 1.894.514,75 руб. Участник закупки, сделавший предложение (в соответствии с техническим заданием) выше начальной (максимальной) цены к участию в конкурсе не допускается.
Согласно пункту 5.4.2 конкурсной документации, участник закупки производит расчет цены предложения, в соответствии с техническим заданием и представляет предложение об условиях исполнения договора по форме N 4, приведенной в разделе 12 закупочной документации.
В соответствии с пунктом 7.6 конкурсной документации, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки участника закупки требованиям документации закупки, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы, либо срок выполнения работ превышает срок, установленный закупочной документацией.
В техническом задании закупочной документации "Инструкция с порядком определения лучшего предложения по критерию "Цена предложения" указано:
"Количество баллов, присваиваемое каждому Участнику закупки по критерию "Цена предложения", рассчитывается по формуле, указанной в пункте 1 настоящего приложения.
Ценой предложения является общая суммарная стоимость единичных расценок материалов и услуг, указанных в пункте 2 Технического задания настоящей закупочной документации.
Цена предложения не может превышать начальную (максимальную) цену предложения, указанную в пункте 10.4 Информационной карты конкурса.
Единичные расценки по итогам закупки исчисляются путем применения понижающего коэффициента к соответствующей единичной расценке, указанной в пункте 2 Технического задания настоящей закупочной документации.
Участник закупки, сделавший предложение выше начальной (максимальной) цены предложения, к участию в конкурсе не допускается".
При рассмотрении закупочной комиссией предприятия заявки на участие в конкурсе, поступившей от ЗАО "Безопасность", установлено следующее:
1. Заявка ЗАО "Безопасность" оформлена не по форме N 4 пункта 12.4 закупочной (конкурсной) документации - содержала сведения не о цене предложения, как указано в данной форме, а цену договора.
2. Стоимость единичных расценок услуг по ежемесячному техническому обслуживанию, предложенная ЗАО "Безопасность", значительно выше стоимости, указанной в пункте 2 технического задания закупочной документации.
Так, например, начальная (максимальная) стоимость единицы услуги по ежемесячному техническому обслуживанию "ТО КСБ Объекта N 1.1" (АУП ГУП МО "Мособлгаз" ул. Калинина) в соответствии с техническим заданием составляла 70.483,15 руб. (страница 38 закупочной документации), стоимость данной услуги в заявке ЗАО "Безопасность" составила 192.424 руб.
Начальная (максимальная) стоимость единицы услуги по ежемесячному техническому обслуживанию "ТО КСБ Объекта N 1.2" (УЗГСК) в соответствии с техническим заданием составляла 8.739,05 руб. (страница 38 закупочной документации), стоимость данной услуги в заявке ЗАО "Безопасность" составила 28.456 руб.
Аналогичным образом превышена стоимость по всем единичным расценкам на услуги по ежемесячному техническому обслуживанию, предложенная ЗАО "Безопасность".
3. Общая стоимость предложения по заявке ЗАО "Безопасность" составила 80.775.936 руб., что значительно превышает начальную (максимальную) цену предложения в соответствии с условиями закупочной документации - 12.419.596,68 руб.
4. При расчете предложения в заявке ЗАО "Безопасность" не были учтены единичные расценки на ряд материалов и услуг, которые учитывались при расчете начальной (максимальной) цены предложения согласно пункту 2 технического задания закупочной документации.
Так, например, при расчете предложения ЗАО "Безопасность" не были учтены единичные расценки на услуги по планово-предупредительному ремонту (страница 41 закупочной документации) и на материалы (страница 42 закупочной документации).
5. В соответствии с прейскурантом в заявке участника ЗАО "Безопасность" стоимость предложения 80.775.936 руб. включает стоимость по техническому обслуживанию объектов ГУП МО "Мособлгаз" за 24 месяца (2 года), что не соответствует пункту 1 технического задания закупочной документации (страница 37 закупочной документации, срок оказания услуг с 01.01.2017 по 31.12.2019 - 3 года).
По результатам рассмотрения поданной ЗАО "Безопасность" заявки на участие в конкурсе на основании пункта 20.5 Положения о закупке, пунктов 5.4.1, 5.4.2, 7, 6, 10.4 и технического задания конкурсной документации закупочной комиссией предприятия принято решение не допускать ЗАО "Безопасность" до участия в конкурсе. Данное решение отражено в протоколе от 26.12.2016 N 610/К-2016-2 рассмотрения на участие в конкурсе.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия закупочной комиссии ГУП МО "Мособлгаз" при рассмотрении поданной ЗАО "Безопасность" заявки на участие в конкурсе были правомерными и соответствующими требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, закупочной документации.
Таким образом, в действиях ГУП МО "Мособлгаз" при проведении конкурса отсутствуют нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно второму абзацу пункта 32.3 Положения о закупке, срок заключения договора при проведении конкурса в соответствии с подпунктом "б" пункта 63.1 настоящего Положения должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при проведении конкурса обжалуются в антимонопольном органе либо судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 63.1 Положения о закупке, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных настоящим Положением закупочных процедур, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В извещении о проведении конкурса и пункте 1.3 закупочной (конкурсной) документации указано, что конкурс проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, срок заключения договора по итогам проведения конкурса согласно второму абзацу пункта 32.3 Положения о закупках составляет не более 20 рабочих дней со дня принятия предприятием решения о заключении такого договора.
Решение о заключении договора по итогам проведения конкурса принято ГУП МО "Мособлгаз" 26.12.2016 согласно протоколу об оценке при сопоставлении предложений участников конкурса N 610/К-2016-3, а договор заключен 28.12.2016. т.е. в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о его заключении.
Срок заключения договора, указанный во втором абзаце пункта 32.3 Положения о закупках полностью аналогичен сроку заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, установленному пунктом 27 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352, принятым в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды с учетом положений части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришли к правомерному выводу о том, что решение антимонопольного органа в оспариваемой части является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить ГУП МО "Мособлгаз" на АО "Мособлгаз".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2017 года по делу N А40-48607/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Московского областного УФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.