город Москва |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А40-94056/2017-84-851 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "МаррТЭК": Франка Ф.К. (дов. от 14.02.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Роснедра: Ерохиной А.М. (дов. N ЕК-01-32/6118 от 16.05.2017 г.);
рассмотрев 27 февраля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "МаррТЭК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 августа 2017 г.,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2017 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-94056/2017-84-851
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МаррТЭК" (ОГРН 1074205003135; 650000, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 45Б, оф. 2)
к Федеральному агентству по недропользованию (125993, г. Москва, ул. Б.Грузинская, 4/6, ГСП-3)
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "МаррТЭК" (далее - ООО "МаррТЭК", общество, заявитель) является пользователем участка недр Солоновское каменноугольное месторождение, уч. Хмелевский, Кемеровская область, МО Ленинск-Кузнецкий район и Промышленновский район на основании лицензии серии КЕМ N 01383 от 29 мая 2008 г.
Срок окончания действия лицензии 01 июня 2028 г.
Лицензия выдана с целью разведки и добычи каменного и бурого углей на участке Хмелевский Солоновского каменноугольного месторождения в Кемеровской области.
В отношении ООО "МаррТЭК" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в 2015 году проводилась выездная проверка выполнения обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в том числе по лицензии КЕМ 01383 ТЭ для разведки и добычи каменного и бурого угля на участке Хмелевский Солоновского каменноугольного месторождения.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26 августа 2015 г. N НВЗАТ-337 о следующих допущенных нарушениях лицензионного соглашения (приложение 1 к лицензии КЕМ 01383 ТЭ) (Лицензионное соглашение):
1) нарушение абз. "в" пункта 4.1 Лицензионного соглашения - недропользователем не обеспечено не позднее 01 июня 2012 г. завершение разведки Лицензионного участка и представление подготовленных в установленном порядке ТЭО кондиций и геологического отчета с подсчетом запасов по категориям С1 и С2 каменного и бурого углей на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальный объем буровых работ должен составлять не менее 5000 погонных метров скважин ежегодно;
2) нарушение абз. "г" пункта 4.1 Лицензионного соглашения - недропользователем не обеспечена не позднее 01 июня 2013 г. подготовка и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения Лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
3) нарушение абз. "г" пункта 4.4 Лицензионного соглашения - недропользователем не обеспечено проведение до 01 декабря 2009 г. анализа фонового состояния окружающей природной среды в пределах Лицензионного участка по программе, согласованной с Кузбасснедра в целях определения ее физических параметров до начала промышленного освоения месторождения, и направления отчета о результатах анализа в Кузбасснедра;
4) нарушение абз. "д" пункта 4.4 Лицензионного соглашения - недропользователем не обеспечено ведение мониторинга состояния окружающей среды (атмосфера, недра, водные объекты, почвы, биоресурсы) в пределах Лицензионного участка, в соответствии с программой, согласованной уполномоченными органами не позднее 01 июня 2010 г.
На основании акта проверки от 26 августа 2015 г. N НВЗАТ-337 обществу выданы предписания N ВЗАТ-337/1 (об устранении нарушений пп. "в" пункта 4.1 Лицензионного соглашения), НВЗАТ-337/2 об устранении нарушений подпункта "г" пункта 4.1 Лицензионного соглашения), НВЗАТ-337/3 (об устранении нарушений подпункта "г" пункта 4.4 Лицензионного соглашения), НВЗАТ-337/4 (об устранении нарушений подпункта "д" пункта 4.4 Лицензионного соглашения) от 26 августа 2015 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по лицензии КЕМ 01383 ТЭ на право пользования недрами.
Срок исполнения предписаний - 01 сентября 2016 г.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования письмом от 19 октября 2015 г. N ВС-02-02-30/18488 направила в адрес Роснедра копии акта проверки от 26 августа 2015 г. N НВЗАТ-337 и предписаний от 26 августа 2015 г. N НВЗАТ-337/1-НВЗАТ-337/4.
Роснедра в адрес ООО "МаррТЭК" направило телеграмму от 11 ноября 2015 г. N Т-246 о приглашении представителей общества на заседание Комиссии 26 ноября 2015 г. и о необходимости представления письменных пояснений по каждому факту выявленных нарушений, документов, подтверждающих устранение нарушений либо плана мероприятий по устранению нарушений.
В середине ноября 2015 года общество представило в Роснедра обоснование невыполнения условий Лицензионного соглашения, а также план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Заявителем указывалось на то, что геологоразведочные работы по детальной разведке участка Хмелевский Солоновского каменноугольного месторождения были завершены в 2009 году, протоколом ГКЗ Роснедр N 351-к от 02 августа 2013 г. утверждены постоянные разведочные кондиции, далее работы по постановке запасов на батане и выполнения проекта отработки участка не выполнялись. Причиной приостановки работ общество называет заведомую убыточность проекта, обусловленную неблагоприятной конъюнктурой рынка потребления угля марки "Д", а также негативный прогноз рынка угля марки "Д" в интервале времени от 3 до 5 лет.
26 ноября 2015 г. состоялось заседание Комиссии с участием представителей ООО "МаррТЭК" (протокол от 26 ноября 2015 г. N 216).
Комиссией Роснедр на основании представленного акта проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 26 августа 2015 г. N НВЗАТ-337 установлены перечисленные выше нарушения ООО "МаррТЭК" условий пользования недрами лицензии КЕМ 01383 ТЭ, а именно нарушение абз. "в", "г" пункта 4.1 Лицензионного соглашения, нарушение абз. "г", "д" пункта 4.4 Лицензионного соглашения.
В связи с установлением фактов нарушения обществом условий Лицензионного соглашения было принято решение о направлении в адрес ООО "МаррТЭК" уведомления о допущенных нарушениях условий пользования недрами со сроком устранения 12 месяцев с даты получения уведомления.
Комиссией также рекомендовано Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по истечении срока уведомления провести проверку устранения выявленных нарушений и по ее результатам внести предложения Комиссии.
Уведомление о допущенных ООО "МаррТЭК" нарушениях условий пользования недрами лицензии КЕМ 01383 ТЭ и возможном досрочном прекращении права пользования недрами направлено в адрес заявителя письмом Роснедра от 17 декабря 2015 г. N ЕК-04-31/14702, которое было вручено заявителю, что подтверждается копией уведомления о вручении.
Письмом Росприроднадзора от 21 февраля 2017 г. N АА-02-02-30/3506 в Роснедра поступили материалы проверки устранения ООО "МаррТЭК" нарушений условий Лицензионного соглашения, отраженных в уведомлении Роснедр от 17 декабря 2015 г. N ЕК-04-31/14702.
Внеплановая проверка устранения заявителем нарушений условий пользования недрами по лицензии КЕМ 01383 ТЭ проведена Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области, составлен акт от 27 декабря 2016 г. N Н-1132-в.
Как следует из материалов проверки, проведенной в соответствии с уведомлением Роснедр от 17 декабря 2015 г. N ЕК-04-31/14702, ООО "МаррТЭК" не представило документы, подтверждающие выполнение условий лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 01383 ТЭ.
Телеграммой от 24 марта 2017 г. N Т-23 Роснедра пригласило конкурсного управляющего ООО "МаррТЭК" Краснощекову Римму Амировну на заседание Комиссии 30 марта 2017 г.
Указанной телеграммой обществу также предлагалось представить письменные пояснения по каждому факту нарушений, документы, подтверждающие устранение нарушений, либо план мероприятий по устранению нарушений в случае, если нарушения не устранены.
На заседании Комиссии 30 марта 2017 г. (протокол от 06 апреля 2017 г. N СА-03-56/5-д) представители общества не присутствовали.
Рассмотрев акт проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 27 декабря 2016 г. N Н-1132-в, Комиссия установила факт невыполнения ООО "МаррТЭК" условий пользования недрами на участке Хмелевский Солоновского каменноугольного месторождения в Кемеровской области, нарушения которых отражены в ранее направленном уведомлении Роснедр от 17 декабря 2015 г. N ЕК-04-31/14702, и рекомендовала Роснедрам досрочно прекратить право пользования недрами ООО "МаррТЭК" по лицензии КЕМ 01383 ТЭ в соответствии с пунктом 2 и пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а именно нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами.
19 апреля 2017 г. Федеральное агентство по недропользованию приказом N 171 прекратило право пользования недрами ООО "МаррТЭК" по лицензии КЕМ N 01383 ТЭ.
Считая свои права нарушенными, ООО "МаррТЭК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию о признании незаконным приказа от 19 апреля 2017 г. N 171 о досрочном прекращении права пользования недрами ООО "МаррТЭК" по лицензии КЕМ N01383 ТЭК и обзании восстановить права пользования недрами.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 августа 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "МаррТЭК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство по недропользованию просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "МаррТЭК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Федерального агентства по недропользованию против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Согласно пункту 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2004 г. N 293, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в том числе принятие по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Пунктом 111 Административного регламента (приложение к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. N 315) предусмотрено, что при повторном рассмотрении на Комиссии материалов по досрочному прекращению права пользования недрами на основании поступившей от Росприроднадзора копии акта о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, Комиссия принимает рекомендательные решения, в частности, о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанной административной процедуры (о принятии к сведению).
В соответствии с пунктом 115 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
В силу пункта 117 Административного регламента приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр.
Согласно с части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами:
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации;
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Из пункта 10.2 Лицензионного соглашения следует, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах при невыполнении недропользователем условий пользования участком недр, оговоренных в пунктах 4.1 (кроме абзацев "а", "в", "г", "е", "ж"), 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5.1 Лицензионного соглашения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10.1 Лицензионного соглашения право пользования лицензионным участком прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения недропользователем условий пользования Лицензионным участком, оговоренных в абзацах "а", "в", "г", "е", "ж" пункта 4.1, пунктах 5.2 и 5.3 Лицензионного соглашения.
Частью 4 статьи 21 Закона о недрах предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что процедура принятия оспариваемого приказа Федеральным агентством по недропользованию соблюдена в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.
Отклоняя доводы заявителя, суды указали, что если пользователю недр ранее направлялось уведомление о допущенных им нарушениях права пользования недрами, при поступлении копии акта Росприроднадзора, отражающего информацию о неустранении указанных ранее нарушений в установленный уведомлением срок, Комиссия принимает решение о досрочном прекращении права пользования недрами, однако повторно уведомление о допущенных нарушениях недропользователю не направляется.
Относительно неуведомления заявителя о допущенных нарушениях условий пользования недрами ввиду не направления уведомления конкурсному управляющему, суды указали, что уведомление было направлено в установленном порядке по адресу (места нахождения) общества: Кемерово, пр-т Кузнецкий, д. 33, корп. В). Данный адрес указан и в представленной суду выписке из ЕГРЮЛ.
Судами отмечено, что Роснедра не являются участником дела о банкротстве и закон не возлагает на него обязанность направления корреспонденции по иному адресу недропользователя, чем указанный в ЕГРЮЛ адрес общества.
Факты нарушения Лицензионного соглашения и невыполнение требований об их устранении судами установлены.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа и о его соответствии положениям действующего законодательства.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 августа 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2017 г. по делу N А40-94056/2017-84-851 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "МаррТЭК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.