г. Москва |
|
2 марта 2018 г. |
Дело N А41-39757/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж-Руза" - извещено, представитель не явился;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Павлова А.Н. (представителя по доверенности от 15.05.2017);
от Данилова Романа Валерьевича - извещен, не явился, явку представителя не обеспечил;
рассмотрев 22.02.2018 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж-Руза"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 17.08.2017,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 24.11.2017,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-39757/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж-Руза"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж-Руза" (далее - общество, ООО "Сантехмонтаж-Руза") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 11.05.2017 N 08ОГ/19-406-45-19-2017 и прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.08.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование судами обстоятельств дела, неправильную оценку ими обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До начала судебного разбирательства в материалы дела от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.03.2017 на основании распоряжения от 13.04.2017 N 08ОГ/19-406-45-19-2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества на предмет соответствия законодательству Российской Федерации деятельности общества по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Руза, ул. Федеративная, д. 4.
По результатам проверки выявлено нарушение статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), а именно: в платежные документы по квартире N 63 включены строки: "Сбор и вывоз ТБО" и "Размещение ТБО".
По факту выявленных нарушений инспекция выдала обществу предписание от 11.05.2017 N 08ОГ/19-406-45-19-2017, которым указало в срок до 19.06.2017 устранить выявленные нарушения, а именно: исключить строки "Сбор и вывоз ТБО" и "Размещение ТБО" и произвести перерасчет собственникам и нанимателям жилых помещений жилого дома по указанному адресу за период с апреля 2014 года по март 2017 года.
Не согласившись с инспекцией, общество 25.05.2017 оспорило данное предписание от 11.05.2017 в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 192 ЖК РФ установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В указанный перечень не входят работы по сбору, вывозу и утилизация ТБО.
Пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Таким образом, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов нормативно определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Признавая необоснованными доводы общества, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды, установили, что решение о размере платы за "Сбор и вывоз ТБО" и "Размещение ТБО", равно как и решение о необходимости включения их отдельной строкой в платежные документы, общим собранием собственников жилого дома не принималось.
При этом суды указали, что заключенный между ООО "Сантехмонтаж-Руза" (Принципал) и ОАО "Рузский Районный Специализированный Комбинат" агентский договор от 01.08.2013 N 01 о возмездном выполнении услуг по организации начисления, сбора и перечисления платежей за сбор, вывоз и размещение (утилизацию) ТБО не освобождало общество от предусмотренной законом обязанности поставить на обсуждение общего собрания собственников и нанимателей помещений вопрос о необходимости установления размера и порядка внесения платы за "Сбор и вывоз ТБО" и "Размещение ТБО".
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При отсутствии установленных субъектом федерации нормативов (создание регионального оператора и установление единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) и при отсутствии решения общего собрания собственников и нанимателей помещений по вопросу необходимости внесения и размера платы за "Сбор и вывоз ТБО" и "Размещение ТБО", самостоятельное начисление платы за обращение с ТБО управляющими организациями противоречит требованиям жилищного законодательства.
Решениями Совета депутатов городского поселения Руза от 25.07.2013 N 318/60 и от 25.02.2016 N 181/40 установлены тарифы платы за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или жилищного фонда, для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления, для собственников помещений, которые не приняли на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Также суды отметили, что, что содержание представленных в материалы дела квитанций на оплату содержания и ремонт жилых помещений подтверждает, что расчет платы производились обществом без учета утвержденных тарифов.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что инспекцией правомерно выдано оспариваемое предписание об устранении нарушений.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.08.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 по делу N А41-39757/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.