г. Москва |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А41-45980/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Кузнецова В. В., Ананьиной Е. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Джангиров Н.Р. по доверен. от 23.05.2017,
от заинтересованных лиц
от Министерства строительного комплекса Московской области - Шамсутдинова Э.Х. по доверен. от 20.11.2017,
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - Семионичев А.С. по доверен. от 28.03.2017,
от третьих лиц
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Ялыманов Р.М. по доверен. от 14.12.2017,
рассмотрев 28 февраля 2018 года в судебном заседании кассационные жалобы
Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области
на решение от 26.09.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 30.11.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даналит"
к Министерству строительного комплекса Московской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
об оспаривании распоряжения
УСТАНОВИЛ: ООО "Даналит" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее Министерство, заинтересованное лицо), Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области (далее заинтересованное лицо) о:
признании незаконными распоряжений Министерства строительного комплекса Московской области от 26.04.2017 N Г63/01279-17 об утверждении градостроительного плана земельного участка N RU50531306-MSK001427 с кадастровым номером 50:09:0070401:4161 общей площадью 56084 +/- 166 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, сельское поселение Кутузовское; от 26.04.2017 NГ63/01295-17 об утверждении градостроительного плана земельного участка N RU50531306-MSK448 с кадастровым номером 50:09:0070401:4177 общей площадью 29295 +/- 10 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, сельское поселение Кутузовское, в части включения в эти градостроительные планы земельных участков следующих сведений:
- в пункте 2.1 "Информация о разрешенном использовании земельного участка" (лист 4), что земельный участок частично расположен в границах лесного фонда";
- на чертеже градостроительного плана земельного участка (пункт 1 лист 2) изображение линий границ лесного фонда;
- в условных обозначениях (лист 2): "обозначение линии границ лесного фонда и обозначений номера поворотной точки границ лесного фонда" - координат поворотных точек границ лесного фонда (лист 2);
об обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области подготовить, зарегистрировать и выдать ООО "Даналит" градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070401:4161 и 50:09:0070401:4177, которые не содержат сведений, что земельные участки частично расположены в границах лесного фонда, чертежи градостроительных планов земельных участков не содержат изображений линий границ лесного фонда, условные обозначения не содержат линии границ лесного фонда и обозначения номера поворотной точки границ лесного фонда, и которые не содержат сведения о координатах поворотных точек границ лесного фонда (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.09.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017, заявленные требования удовлетворены.
Министерством строительного комплекса Московской области, Комитетом лесного хозяйства Московской области подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо и третье лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб указывают, что исследование границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 в отношении материалов лесоустройства Клинского сельского участкового лесничества 2006-2008 года судами не производилось; наличие либо отсутствие пересечения не устанавливалось. Считают, что суд дал неверную оценку тому, что границы лесного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и как следствие неправомерно применил положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Министерство не усматривает преюдициальный характер дела N А41-14850/2014 и считает неправомерным применение его как доказательства отсутствия прав Российской Федерации в отношении спорных земельных участков.
Представители Министерства строительного комплекса Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы своих жалоб.
Представитель ООО "Даналит" возражал против удовлетворения кассационных жалоб, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области поддерживает доводы кассационных жалоб.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Судами установлено, что в апреле 2004 года на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 420 412 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, вблизи д. Брехово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственного производства, с присвоением ему кадастрового номера 50:09:0070416:7, принадлежащий ЗАО "Солнечное подворье".
Право собственности ЗАО "Солнечное подворье" на указанный земельный участок зарегистрировано 21.04.2004.
Постановлением Правительства Московской области N 519/29 от 09.07.2010 земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 был включен в границы д. Брехово сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, с установлением вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Между ЗАО "Солнечное подворье" (продавец) и ООО "Даналит" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 06.12.2011 земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, площадью 420 412 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Брехово, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Право собственности ООО "Даналит" на указанный земельный участок зарегистрировано 15.12.2011.
Судами установлено, что постановлением Главы муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 11 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 с "для индивидуального жилищного строительства" на "для малоэтажного жилищного строительства".
В соответствии с решением ООО "Даналит" от 14.08.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 разделен на 6 земельных участков (в том числе с кадастровым номером 50:09:0070401:3127 площадью 377 045 кв. м); земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:3127 разделен на 3 земельных участка (в том числе на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:3416 площадью 327 807 кв. м); земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:3416 площадью 327 807 кв. м разделен на 23 земельных участка, включая земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:4161 площадью 56 084 кв. м, и земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:3418 площадью 42 188 кв. м. на три земельных участка, включая земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:4177 площадью 29 295 кв. м.
Судами установлено, что распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 26.04.2017 N Г63/01279-17 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070401:4161, общей площадью 56 084 кв. м, в пункте 2.1 "Информация о разрешенном использовании земельного участка" которого указывалось, что земельный участок частично расположен в границах лесного фонда, а на чертеже градостроительного плана земельного участка (лист 2) отображались границы лесного фонда, а также координаты поворотных точек границ лесного фонда.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 26.04.2017 N Г63/01295-17 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070401:4177, общей площадью 29 295 кв. м, в пункте 2.1 "Информация о разрешенном использовании земельного участка" которого также указывалось, что земельный участок частично расположен в границах лесного фонда, а на чертеже градостроительного плана земельного участка (лист 2) отображались границы лесного фонда, а также координаты поворотных точек границ лесного фонда.
Полагая, что Министерством строительного комплекса Московской области неправомерно в градостроительные планы земельных участков включена информация о том, что имеется пересечение указанных земельных участков с землями лесного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В пункте 2.1 градостроительного плана должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, а именно сведения об основных видах разрешенного использования земельного участка, об условно разрешенных видах использования земельного участка и вспомогательных видах использования земельных участков.
Суды установили, что градостроительный план земельного участка является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. В градостроительном плане земельного участка указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, требования к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объекта капитального строительства, охранные зоны и иные сведения в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
Судами установлено, что Министерство строительного комплекса Московской области при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков руководствовалось информацией, предоставленной Комитетом лесного хозяйства Московской области, о том, что имеется пересечение границ земель лесного фонда с земельными участками, принадлежащими обществу.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 указанного Закона N 221-ФЗ).
В статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 указанного Закона).
Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070401:4161 и 50:09:0070401:4177 поставлены на кадастровый учет, сведения о местоположении (границах) земельных участков были внесены в ГКН 23.05.2016. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070416:7, первоначального единого землепользования из которого были образованы в дальнейшем спорные земельные участки, были внесены в государственный кадастр недвижимости еще в апреле 2014 года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.02.2016 по делу N А41-14850/14 признано отсутствующим право Российской Федерации на часть лесного участка - выделы 16 и 17 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества площадью 6 926 кв. м и 34 847 кв.м соответственно, имеющие наложение с земельными участками, принадлежащими на праве собственности ООО "Даналит", образованными в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, площадью 420 412 кв. м. При рассмотрении указанного дела судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 не имел пересечения с землями лесного фонда.
Судами установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 зарегистрировано за предыдущим собственником 21.04.2004, в связи с чем земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070401:4161 и 50:09:0070401:4177 не могут быть отнесены к землям лесного фонда.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды, установив недоказанность обстоятельства, что земельные участки, в отношении которых утверждены градостроительные планы, накладываются на земли лесного фонда, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 по делу N А41-45980/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
В. В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что градостроительный план земельного участка является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. В градостроительном плане земельного участка указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, требования к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объекта капитального строительства, охранные зоны и иные сведения в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
...
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 указанного Закона N 221-ФЗ).
В статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 марта 2018 г. N Ф05-368/18 по делу N А41-45980/2017